Как промышленность тратит деньги на инновации
Среди инновационных товаров российской обрабатывающей промышленности принципиально новых для мирового рынка — не более 1%.
Большая часть продукции либо «прорывная» для организаций, но уже известная в отрасли (65%), либо усовершенствованная на основе выпускавшейся ранее (около 23%), отмечается в бюллетене серии «Наука, технологии, инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
В общем объеме продаж обрабатывающей промышленности доля инновационных товаров в 2016 году составляла около 11% (производство теле- и радиоаппаратуры, летательных и космических аппаратов, авто- и судостроение).
В целом уровень инновационной активности предприятий сегмента «обработки» в России — 11,8%. Для сравнения в Швейцарии — 62,3%, Германии — 60,7%, Бельгии — 60,3%, Финляндии — 54,3%. Наиболее близки к РФ Латвия и Польша: 17% и 18,5% соответственно.
В 2016 году на разработку и внедрение инноваций отечественной обрабатывающей промышленностью было потрачено 574,2 млрд рублей. В основном это финансы самих компаний. Около четверти (24,4%) — средства из бюджета. Вклад привлеченных инвестиций минимален: 0,2% — доля иностранных вложений, 0,01% — фондов поддержки научной, научно-технической инновационной деятельности.
Чаще всего (почти в 50% случаев) предприятия расходуют деньги на закупку машин и оборудования. Затраты на исследования и разработки вдвое ниже. На инжиниринг – 10%, на дизайн, приобретение новых технологий, программных средств, маркетинг, обучение и подготовку персонала в совокупности — около 5%.
Источник: IQ.hse.ru