10 фактов о российских учителях
Представляем количественные и качественные данные о деятельности важнейших в экономике знаний специалистов.
1. 2024 тысячи воспитателей, учителей и преподавателей в России отмечают 5 октября свой профессиональный праздник. Из них больше половины (53% или 1079,9 тыс.) обучают детей в школах, 533,8 тыс. работают в системе дошкольного образования, 245,1 тыс. — высшего, в системе среднего профессионального образования трудится 165,3 тыс. преподавателей и мастеров.
2. На одного преподавателя в России приходится: 14 учеников в школах (к слову, столько же в Республике Корея, еще для сравнения: 11 учеников на одного учителя в Италии, 12 — в Канаде, 13 — в Германии, Франции, Швеции и Японии, 15 — в США, 16 — в Великобритании), 14 детей в дошкольном образовании, 10 студентов — в высшем.
3. Работу воспитателя, учителя, преподавателя выбирают преимущественно женщины: в дошкольном образовании их доля составляет 99,7%, в начальном, основном и среднем общем — 88,3%, в среднем профессиональном образовании (включая мастеров производственного обучения) — 72,6%, высшем — 57,6%.
4. Чуть менее четверти (24,2%) школьных учителей в возрасте от 55 лет и старше, то есть уже достигли пред- или пенсионного возраста. Половина опрошенных учителей собираются продолжить работать в школе и после выхода на пенсию, чтобы сохранить сложившийся уровень жизни. Почти треть (32%) учителей останутся из-за интереса к работе, которую они считают социально значимой. Лишь 11% учителей по тем или иным причинам не собираются работать, выйдя на пенсию.
5. Высшее образование имеют порядка 87% школьных учителей (педагогическое — 83%). Ученая степень (доктора, кандидата наук) есть у 73,5% профессорско-преподавательского состава.
6. Отдельных педагогических знаний и умений учителям, по их признанию, недостает. Согласно данным опроса 2016 г., 22% не хватает навыков работы с учениками, имеющими проблемы в поведении, 18% — с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, 14% опрошенных хотели бы иметь больше знаний для работы с одаренными детьми. 15% учителей хотели бы усилить навыки в области компьютерных и информационных технологий применительно к своей работе.
7. В опросе 2016 г. 40% учителей заявляли о сокращении времени, которое они могут уделять детям и семье. 42% учителей отмечали, что у них стало меньше возможностей для путешествий и отдыха, 36% — говорили об уменьшении возможности приобретать необходимые бытовые вещи, одежду, продукты питания.
8. Помимо основной работы в школе, почти каждый третий учитель (28%) занимается репетиторством.
9. Учителя получают стимулирующие выплаты и надбавки: за результаты ЕГЭ и ОГЭ (46% учителей), активное профессиональное развитие и освоение новых педагогических технологий (37%), сотрудничество с другими учителями, совместные проекты и исследования (25%).
10. По данным опроса 2016 года, только 22% учителей все нравилось на своем месте работы. Среди факторов, которые не устраивали, учителя чаще всего называли высокую внеучебную нагрузку (45%), низкий уровень заработной платы (34%) и плохое социальное обеспечение (25%). Подавляющее большинство (76%) учителей не хотели бы уходить со своей текущей работы, а из тех, кто готов был бы ее сменить, только 2% учителей фактически занимались поиском других вариантов, остальные не предпринимали никаких действий.
Источники: федеральное статистическое наблюдение (данные на начало 2017/2018 уч. года, 2017 г.), Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ.
Иллюстрация: пресс-служба НИУ ВШЭ
Графика: flaticon.com/authors/freepik