• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2018 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в третьем квартале 2018 года.

Эксперты Центра констатировали, что основной композитный индикатор обследования — сезонно сглаженный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — продолжил снижение. В начале года он почти достиг нейтрального значения, однако в течение последующих двух кварталов постепенное ухудшение деловых настроений предпринимателей стало причиной его продвижения вглубь зоны неблагоприятного делового климата. Вместе с тем сложившееся значение ИПУ (-3%) пока превышает как диапазон его кризисных параметров в 2015–2016 гг., так и стабильный уровень 2017 г.

Благоприятный деловой климат наблюдался лишь в 3 из 14 наблюдаемых видов услуг. Наибольший оптимизм проявили руководители страховых компаний и санаторно-курортных организаций. Положительное, хотя и невысокое значение ИПУ сложилось в сегменте технического обслуживания и ремонта автотранспорта. В то же время в сегментах гостиничных, туристических и стоматологических услуг переход ИПУ в зону отрицательных значений свидетельствует об ухудшении делового климата в этих видах деятельности. Максимальное количество негативных оценок было получено от руководителей ломбардов; таким образом, второй квартал подряд ломбардный бизнес сохраняет статус явного аутсайдера среди обследуемых видов услуг.

Снизился оптимизм краткосрочных обобщенных прогнозов предпринимателей. Балансы оценок ожидаемого в IV квартале 2018 г. изменения спроса на услуги, количества обслуженных клиентов, экономического положения организаций сохранили положительные значения, однако были ниже прогнозных значений этих показателей, сформированных кварталом ранее. Более того, баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых снизился до нулевого значения, а оценок прибыли — до (-1)%. Таким образом, исходя из ожиданий респондентов, существенные положительные сдвиги в развитии сферы услуг до конца текущего года маловероятны.

Скачать файл (PDF, 1,63 Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований