• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловые тенденции и цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический материал о деловых тенденциях и цифровой активности предприятий обрабатывающей промышленности во II полугодии 2018 г., а также об ожидаемых изменениях в I полугодии 2019 г.

Опрос, проведенный в 2018 г. АНО «Статистика России» по заказу НИУ ВШЭ в рамках Программы фундаментальных исследований по теме «Конъюнктурный мониторинг экономических настроений предприятий и организаций различных видов экономической деятельности», охватил более 1,0 тыс. крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности из 30 регионов Российской Федерации.

Результаты обследования, отражающие масштаб распространения цифровых технологий в российской обрабатывающей промышленности, свидетельствуют о неоднородности процессов, происходящих в рамках реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в 2017 году. В целом, опрос руководителей показал существенный разброс предпринимательских суждений относительно сложившегося цифрового потенциала. Данная тенденция подчеркнула многоукладность российской экономики, когда различные ее сегменты функционируют в принципиально разных условиях хозяйствования, прежде всего, с точки зрения доступа к ресурсам развития и, соответственно, обладают принципиально различным потенциалом осуществления цифрового развития.

Однако с другой стороны, несмотря на то, что переход в «Индустрию 4.0» происходит в рамках относительно неблагоприятных тенденций состояния делового климата, полученный срез мнений позволяет констатировать, что, включение обрабатывающих предприятий в Программу формирования цифровой повестки произошло достаточно успешно. Большинство показателей цифровой активности продемонстрировали сдержанные, но преимущественно позитивные тенденции.

Более 40% руководителей охарактеризовали сложившийся уровень цифровой активности на производствах «очень высоким» и «высоким» против 35%, придерживающихся противоположного мнения. Интерес к этой концепции постепенно воплощается в конкретные инвестиции и реальные результаты, способствуя все большему росту уровня цифровизации и интеграции на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности. На момент проведения опроса практически у половины участвующих в обследовании предприятий производственный процесс развивался в рамках отдельной стратегии цифровизации, которая характеризовалась статусом «утверждена», «в разработке», а также «в процессе обсуждения».  

В числе главных ожидаемых выгод вследствие финансовых вложений в цифровые технологии производств, руководителями указывались повышение производительности труда, сокращение издержек, повышение уровня работы с клиентами, а также рост конкурентоспособности.

В перечень наиболее успешных и активных составляющих цифрового развития производств, вошли: использование персональных компьютеров, портативных компьютеров, планшетов и других портативных устройств; доступ к Интернету и его использования на предприятии в рабочих целях; обмен информацией в электронном виде; обмен информацией в электронном виде в контексте поставщик/потребитель; электронное выставление счетов. Ключевые цифровые трансформации, находившиеся у предприятий в разработке, были направлены на сквозную автоматизацию и интеграцию производственных и управленческих процессов в единую информационную систему.

Недостаточная цифровая активность зафиксирована в части оборота электронной торговли продукцией; сервиса облачных услуг; использования технологий радиочастотной идентификации (RFID). Расширение цифрового функционала сдерживалось слабой инвестиционной активностью — практически 60% предприятий транслировали низкие оценки, характеризующие сложившийся уровень инвестиций в цифровые технологии;

Доминирующими препятствиями для распространения цифровых технологий стали отсутствие достаточного бюджета и выработанной цифровой стратегии в повестке развития; низкая готовность (адаптивность) к интеграции трансформаций.

Одновременно, ход цифровизации замедлялся в связи с нехваткой опыта внедрения технологий и компетенций в сфере ИКТ: зачастую, квалификации штатного персонала было достаточно только для поддержки офисного ПО и ИКТ инфраструктуры предприятия, а также обеспечения безопасности и защиты данных; максимальное задействование внештатных специалистов прослеживалось в части сложных решений, связанных с поддержкой систем по работе с FRP, CRM, HR и базами данных, созданию корпоративных веб-порталов.

Скачать файл (PDF, 2,73 Мб)

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований