Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в IV квартале 2018 года
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата в реальном секторе и сфере услуг в четвертом квартале 2018 года.
Исходя из мнений респондентов, выявленных в ходе конъюнктурных мониторингов руководителей организаций реального сектора и сферы услуг, в которых принимают участие около 20 тыс. руководителей организаций различных секторов, а также 5 тыс. респондентов, представляющих взрослое население страны, в ежеквартальном режиме проводимых Росcтатом, можно констатировать, что в IV квартале 2018 года:
- в 2018 году признаков возврата промышленности к рецессионно-стагнационному сценарию не наблюдалось, но и акцентированные сигналы к возможной интенсификации роста производства в ближайшей перспективе также не улавливались;
- в строительстве отмечалось ослабление негативных предпринимательских оценок большинства основных производственных показателей;
- в секторе ритейла закрепилась умеренно-благоприятной ситуация;
- в сфере услуг продолжилась тенденция постепенного ухудшения делового климата;
- снизилось совокупные потребительские настроения российского населения;
- ИЭН ВШЭ частично отыграл падение двух предыдущих кварталов и возрос до значения 97,5. Однако несмотря на относительное улучшение, деловой климат в российской экономике оставался в неблагоприятной зоне — ниже 100 пунктов.
Практически во всех обследуемых отраслях в 2018 г. основным негативным фактором явился «недостаточный спрос на производимую продукцию или оказываемые услуги». Финансовые проблемы — высокий уровень налогов и дефицит финансовых средств — также заметно препятствовали успешной деятельности организаций всех наблюдаемых отраслей.