Рынок услуг отреагировал на повышение НДС
Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил результаты анализа делового климата в сфере сервиса в I квартале 2019 года. IQ.HSE приводит основные выводы исследования.
Сокращение спроса на предложения российских гостиничных, туристических, страховых рекламных компаний и проч.* продолжается.
По опросам руководителей фирм, наиболее интенсивно клиентов теряют организации по ремонту изделий личного пользования, ломбарды и риэлторы.
Лидером по уровню предпринимательской уверенности достаточно неожиданно для аналитиков стал туристический бизнес. «Делать выводы по результатам одного квартала преждевременно, — говорит директор ЦКИ Георгий Остапкович, — но пока очевидно, что отрасль вышла из глубокого кризиса 2015–2016 годов, вызванного, помимо макроэкономических причин, закрытием популярных направлений массового заграничного туризма и ограничением на выезд за рубеж отдельным категориям работников. Часть компаний смогла переориентироваться на отечественные курорты и маршруты, эти сегменты рынка росли опережающими темпами».
При этом туризм задает тон и в негативной динамике — его представители чаще других сообщали об увеличении стоимости своих услуг. Единственными, кто снижал тарифы в первые три месяца 2019-го, были ломбарды.
Георгий Остапкович: «Увеличение баланса предпринимательских оценок изменения цен по сравнению с предыдущим кварталом сразу на 4 п.п. — с (1) до (+3)% — достаточно серьезный сигнал. По-видимому, в основе подорожания лежит реакция на законодательную инициативу по росту НДС с начала текущего года. Хотя такой налоговый маневр принесет федеральному бюджету более 600 миллиардов рублей, оплачивать эту «премию» для государства вынужден отечественный бизнес и домашние хозяйства».
* 14 наблюдаемых видов услуг: туризм, страхование, санаторно-курортные учреждения, гостиницы, деятельность в области культуры, спорта и развлечений, стоматологическая практика, прочие персональные услуги, техобслуживание и ремонт автотранспорта, пассажирский транспорт, услуги связи, реклама, риэлторские агентства, ремонт предметов личного потребления, ломбарды.
Источник: IQ.hse.ru