• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

К вопросу об умной специализации регионов

С принятием в феврале 2019 г. Стратегии пространственного развития России, определяющей перечень экономических специализаций субъектов РФ, в экспертном сообществе стали широко обсуждать правила определения видов деятельности, значимых для развития регионов.

В статье «Фокусировка региональной промышленной политики через отраслевую специализацию» («Вопросы экономики», №5, 2019) сотрудники Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений КуценкоВасилий АбашкинЕкатерина Исланкина предлагают подход к выявлению отраслей специализации субъектов РФ и сравнивают полученные результаты с приведенным в Стратегии перечнем.

Актуальной задачей региональной политики в России является обеспечение концентрации ограниченных ресурсов на обоснованных приоритетах развития. В 2019 г. федеральные органы власти предложили подход к выявлению отраслевых специализаций регионов, перечень которых представлен в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года (далее — перечень, Стратегия). На документ рекомендуется опираться при разработке отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ РФ, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, документов территориального планирования. Действующие и новые механизмы поддержки должны учитывать состав перспективных экономических специализаций регионов и стимулировать их развитие.

В проектах по региональной и кластерной проблематике специалисты НИУ ВШЭ для выявления отраслей специализации регионов используют метод значимых кластерных групп (применяется с 2000 г. в США в рамках проекта US Cluster Mapping и с 2005 г. на уровне всего Евросоюза). Сравнение результатов исследований НИУ ВШЭ с перечнем специализаций Стратегии показало значительные расхождения.

Приоритеты видны на контрасте

В Стратегии 30% наиболее распространенных специализаций указаны для 71% регионов. В частности, «растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях» определено в качестве специализации для 80 субъектов РФ, а «производство прочих готовых изделий» — для 84. При использовании методики НИУ ВШЭ частота признания специализаций существенно ниже: 30% наиболее распространенных специализаций наблюдаются в 29% регионов.

Стратегия и полученные авторами статьи результаты показывают значительные расхождения и по числу специализаций отдельных регионов (см. рис. 1). Отличия экономического потенциала территорий не видны даже при сравнении количества специализаций в заведомо разных по уровню развития регионах. Так, среднее число специализаций в регионах базирования перспективных крупных центров экономического роста страны (их перечень также приведен в Стратегии) не превышает 23 вида деятельности, что сопоставимо с числом специализаций ряда относительно слабых с экономической точки зрения территорий. Согласно результатам НИУ ВШЭ, сильные регионы отличаются полиотраслевой специализацией — в каждом из них в среднем насчитывается 27 конкурентоспособных видов деятельности. Примечательно также, что Москва стала единственным субъектом РФ, для которого в Стратегии не были определены виды экономической специализации. В то же время, согласно расчетам НИУ ВШЭ, среди регионов России столица занимает второе место по числу специализаций.

Ставка на внешнюю конкурентоспособность

Указанные в Стратегии специализации затрагивают прежде всего традиционные промышленные виды деятельности. Методика НИУ ВШЭ предусматривает выделение в качестве возможной специализации регионов в том числе интеллектуальных услуг, креативных и культурных индустрий.

Специализации перечня привязаны к кодам ОКВЭД 2 верхнего уровня, что приводит к сопоставимо более низкой детализации и не позволяет учитывать функциональные связи разных видов деятельности. Из-за жесткой привязки к разделам или двухзначным кодам ОКВЭД 2 в перечень Стратегии попали и виды деятельности, ориентированные на локальный спрос (например, в сфере растениеводства и животноводства, угледобывающей промышленности, общественного питания и т.д.). В методике НИУ ВШЭ отрасли специализации выделяются исключительно на основе торгуемых видов деятельности.

Пути к совершенствованию

При формировании перечня специализаций регионов специалисты НИУ ВШЭ предлагают учитывать следующие методические принципы:

  • поиск региональных особенностей, не всегда различимых на высоких уровнях статистической агрегации;
  • фокусировка на торгуемых видах деятельности в силу их экспортного потенциала;
  • учет не только промышленного сектора, но также интеллектуальных, культурных и креативных индустрий в качестве полноценного приоритета регионального развития (в ряде случаев единственного);
  • прозрачная процедура, минимизирующая субъективные оценки, позволяющая сравнивать в территориальном и временном измерениях состав специализаций и регулярно их актуализировать.

Сформированный на этих принципах перечень отраслей специализации субъектов РФ должен стать основой для выбора (но не ограничения) экономических приоритетов и проявления инициативы регионов по диверсификации отраслевых компетенций. Федерация должна поддерживать регионы в поисках их умной специализации, ориентируя не на выбор «правильных» отраслей, а на возможности повышения конкурентоспособности за счет трансформации отраслевой структуры.

См. также:

Экономические специализации регионов. В поисках истины (IQ.hse.ru, 27.06.2019)

Специализация территорий оказалась слишком пространной (Газета «Коммерсантъ» №112 от 01.07.2019, стр. 2)