• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Георгий Остапкович: Какие магазины разорятся, а какие выживут после пандемии

Георгий Остапкович: Какие магазины разорятся, а какие выживут после пандемии

© iStock

Уже скоро россияне сократят потребительскую активность и уйдут в глухую сберегательную оборону. Розничную торговлю ждут сложные времена. Будущее розничной торговли «Комсомольская правда» обсудила с директором Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгием Остапковичем.

Нечто пододобное уже было?

То, что сейчас происходит, уже было, но с различными причинами и силой негативных последствий для экономики и населения. Это и 1998 год, и 2008-2009 годы, и трансформационный кризис начала 90-х годов.

То есть мы в принципе понимаем, как будут вести себя люди, и как – предприятия. Как правило, в начале, когда приходит кризис, люди начинают делать импульсивные крупные закупки. Они понимают, что сейчас все продается пока по старым ценам, которые потом вырастут. И торговля в первые дни живет достаточно комфортно.

Наша торговля за последнюю неделю продала чуть ли не 20 дневный запас отдельных номенклатур товаров и продуктов (гречка, консервы, моющие средства)

Но это в поколенческая модель потребительского поведения. В основном покупки делают бебибумеры – это люди, которые родились сразу после Великой Отечественной, и следующее поколение «Иксы» – это родившиеся в 60-е годы. Они основную часть жизни прожили в условиях товарного дефицита СССР, особенно позднего. Поэтому идут в магазин и закупают впрок. Следующие поколения – поколение Z и поколение миллениалов не проявляют такой активности, они покупают только жизненно необходимые товары.

А что дальше будет с розничной торговлей?

Еще неделю-две, может быть, они будут жить в достаточно комфортных условиях, у них будут покупать товар по старым ценам. Потом население уйдет в глухую сберегательную оборону. Сегодня не только нефтяные цены упали. Произошло падение национальной валюты. И люди понимают, что через два-три месяца начнется рост цен практически на всё. И в этот период товарооборот розницы может существенно уменьшиться. Я говорю о рознице в обычных, как теперь говорят, в оффлайновых магазинах.

Многие люди перейдут на приобретение товаров удаленно, то есть, на онлайн-торговлю. Уже сейчас и поколение Z, и миллениалы большую часть того, что им необходимо, покупают по интернету. И это ослабит объем продаж крупных супермаркетов. Кроме того, продажи будут происходить в ближайших к дому торговых точках.

Впрок теперь закупать вряд ли будут. Крупные и дорогие товары длительного пользования на время выйдут из товарооборота.

Читать материал полностью