• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Практики волонтерства в науке

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые представляет результаты опроса россиян об их вовлеченности в волонтерские практики citizen science.

Практики волонтерства в науке

Версия для печати

В 2019 г. специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ впервые в России провели исследование вовлеченности россиян в волонтерские практики в сфере науки (citizen science). Для выделения исследуемой категории респондентов (волонтеров в науке) использовались вопросы об участии в производстве научного знания (наблюдение и сбор данных для научных проектов, обработка и анализ данных, самостоятельное исследование, создание контента для открытых ресурсов, участие в экспериментах). Эмпирической базой для анализа послужили результаты репрезентативного опроса населения в возрасте 18–65 лет, проведенного в рамках Мониторинга активности субъектов инновационного процесса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Общая выборка составила 7584 респондента. Сбор данных проводился в рамках 27 волны лонгитюдного обследования домохозяйств Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (серия ежегодных общенациональных репрезентативных опросов на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки).

Ключевые результаты

Группа респондентов, имевших за последние 12 месяцев (к моменту опроса) опыт участия хотя бы в каком-либо из указанных типов научной активности, оказалась немногочисленной, составив 3% от выборки.

Участники волонтерских практик в науке довольно существенно отличаются по социально-демографическим признакам от основной совокупности обследованных. Во-первых, доля респондентов в возрасте 18–25 лет в этой группе достигает 44% против 12% по выборке в целом (рис. 1). Во-вторых, большинство научных волонтеров проживают в областных центрах (61 против 40% в среднем по выборке), где близость высших учебных заведений, научно-просветительской и исследовательской инфраструктуры создают благоприятный культурный фон. В-третьих, каждый второй представитель анализируемой группы имеет законченное высшее образование (в целом — 28%). При этом добровольцы в науке демонстрируют устойчивый интерес к новым знаниям и навыкам: подавляющее большинство из них (79%) занимаются самообразованием, что вдвое превосходит показатель по всей совокупности опрошенных.

Информационный фон и досуг научных волонтеров в значительной мере связаны с событиями из мира науки и технологий: за ними важно следить каждому второму (51 против 18%). Считают себя очень хорошо или достаточно информированными о них три четверти (73%) респондентов против 37% в целом по выборке. Научно-популярные передачи смотрят хотя бы время от времени 64% (против 35%); статьи о науке и технике читают 62% (против 21%). Посещали какие-либо культурно-просветительские учреждения за последние 12 месяцев (к моменту проведения опроса) 80% (против 38%); на открытые лекции по научно-технической тематике хотя бы иногда ходили 24% (против 3%), на фестивали и выставки в этой области — 16% (против 2%).

Для 64% добровольцев в науке информация о ней является одной из регулярных тем для повседневных разговоров с друзьями (против 18%). Три четверти представителей анализируемой группы считают важным участие населения в регулировании научно-технологического развития (74 против 54%).

Исследователи citizen science обращают внимание на дополнительные эффекты практик научного волонтерства как для системы коммуникации между наукой и обществом, повышающие вовлеченность населения в науку, ее поддержку и понимание, так и для развития собственно научного знания: привлечение людей из разных социальных слоев с отличным от научного бэкграундом способно изменить конфигурацию самой науки на институциональном и эпистемологическом уровне.

Однако результаты исследования показывают, что российские волонтеры в науке, имея уровень образования выше среднего по стране, и без того обладают повышенным интересом к этой области знаний и вероятно близким социальным статусом. Впрочем, это не отрицает возможных изменений в будущем вследствие дальнейшего развития практик сотрудничества между учеными и широкими слоями населения.

Справка: Термин citizen science в современных исследованиях науки и технологий используется для обозначения практик, посредством которых обычные граждане вносят вклад в производство научного знания совместно с профессиональными учеными. Одним из первых прецедентов, который относят к феномену citizen science, является начатая в 1900 г. Национальным Одюбоновским обществом США и продолжающаяся по сей день Рождественская перепись птиц (Christmas Bird Count).

Росту популярности таких практик способствовал переход от традиционной (просветительской) модели взаимодействия между наукой и обществом к модели вовлечения граждан в повестку научно-технологического развития через ее обсуждение и участие в создании научного знания. Важную роль в этом сыграли «кризис общественного доверия» науке и низкая эффективность традиционных моделей научной политики, в том числе мер популяризации научного знания. В русском языке нет конвенционального перевода понятия citizen science из-за его ассоциирования с гражданской наукой или наукой гражданского назначения (англ. civil science).

Источник: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса, реализуемого в рамках тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ в 2020 г.

Материал подготовили Леонид Гохберг, Валентина Полякова, Константин Фурсов


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Что ещё почитать по теме citizen science