• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики удаленной работы и онлайн-обучения в российских компаниях сектора интеллектуальных услуг

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные опроса 2019 г. об интенсивности использования практик удаленной работы и онлайн-обучения в российских компаниях сектора интеллектуальных услуг. Его результаты показывают, что еще до ухудшения эпидемиологической ситуации компании сектора довольно активно внедряли дистанционные форматы взаимодействия в коллективе, коммуникаций с клиентами и обучения.

Версия для печати

Опрос ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проведен в 2019 году в рамках Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России. В выборку вошли более 600 крупных, средних и малых компаний, работающих в сфере ИТ, права, бухгалтерского учета, аудита, управленческого консалтинга, архитектуры, инжиниринга, промышленного дизайна, рекламы, маркетинга и исследований рынка, ведущих деятельность в мегаполисах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах-миллионниках. Респондентам было предложено ответить на серию вопросов о распространенности дистанционных форматов взаимодействия работников, обучения, а также контактов с клиентами.

Результаты опроса показали, что российские компании сектора интеллектуальных услуг еще до ухудшения эпидемиологической ситуации довольно активно внедряли удаленные форматы работы (рис. 1). В целом по сектору их использовала половина организаций (49,5%). Наиболее распространены практики удаленной работы в сферах рекламы и маркетинга (61,2%) и информационных технологий (58,2%), наименее — в компаниях, специализирующихся на услугах в области архитектуры и инжиниринга (32%).

Отмечается также высокий уровень проникновения онлайн-форматов в бизнес-образование — они используются в 46,4% организаций сектора (рис. 2). В компаниях сферы управленческого консалтинга востребованы как внутрикорпоративное онлайн-обучение, так и финансирование прохождения сотрудниками массовых открытых онлайн-курсов (МООК), а ИТ-компании чаще отдают предпочтение обучению внутри фирмы. В остальных организациях обе формы онлайн-обучения распространены примерно в равной степени, но значительно реже используются одновременно.

Компании сектора интеллектуальных услуг активно применяют инструменты удаленного взаимодействия с клиентами (рис. 3). Помимо повсеместно используемой электронной почты (97,3%), большинство компаний контактируют с заказчиками с помощью мессенджеров (75,1%) и видеосвязи (69,4%). Кроме того, 41,2% компаний сектора обмениваются с клиентами документами через облачные хранилища и репозитории. Специализированные решения по управлению проектами и корпоративные мессенджеры внедрены в четвертой и шестой части организаций соответственно.

Таким образом, современные цифровые технологии, обеспечивающие эффективное удаленное взаимодействие и обмен информацией, нашли широкое применение в деятельности компаний сектора интеллектуальных услуг. Почти половина компаний сектора практикуют форматы удаленной работы и онлайн-обучения сотрудников. Очное взаимодействие с клиентами остается важным, но активно дополняется контактами через цифровые каналы — мессенджеры, видеоконференции, совместное использование облачных хранилищ.

Источник: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России; результаты проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: стратегии, сетевые взаимодействия, институты» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Николай Чичканов и Вероника Белоусова


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в рамках национальных проектов (программ) Российской Федерации»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»