Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2020 года
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата в реальном секторе и сфере услуг в первом квартале 2020 года.
Исследователи проанализировали результаты конъюнктурных мониторингов, проводимых Росcтатом на выборке около 20 тыс. руководителей организаций промышленности, строительства, розничной торговли, сферы услуг, а также 5 тыс. респондентов, представляющих взрослое население страны.
В связи со сроками проведения опросов предпринимателей и потребителей на результатах обследований в I квартале экономические и социальные шоки марта—апреля текущего года в полной мере не отразились.
Основные выводы исследования:
- Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) сократился в марте по сравнению с февралем в добывающей промышленности до (-4%), в обрабатывающих отраслях — до (-3%); в распределительной отрасли, ИПУ повысился до нулевой отметки;
- в строительстве Индекс предпринимательской уверенности вырос на 3 п. п. до (-15%);
- в торговле наблюдалось сдержанное распространении негативных тенденций. Значение Индекса предпринимательской уверенности относительно предшествующего квартала возросло на 1 п.п., вернувшись на отметку (+3%);
- в сфере услуг ИПУ вырос на 1 п. п. относительно значения IV квартала предыдущего года до отметки (-2%). Положительная коррекция ИПУ была обусловлена в основном более позитивными предпринимательскими прогнозами относительно возможного изменения спроса на оказываемые услуги в краткосрочной перспективе;
- Индекс потребительской уверенности (ИПУ) прибавил 2 п. п. относительно значения предыдущего квартала и составил (-11%). Однако среди потребителей доля участников опроса, неудовлетворенных личным материальным положением и сообщивших о его фактическом и ожидаемом ухудшении, заметно превышала долю респондентов с противоположными мнениями;
- Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ), обобщающий результаты конъюнктурного мониторинга базовых отраслей экономики и опросов потребителей, вырос относительно предыдущего квартала на 0,6 пункта до отметки 98,3%.
Главным фактором, ограничивавшим деятельность организаций большинства наблюдаемых базовых отраслей экономики (за исключением добывающих производств), являлся недостаточный спрос на продукцию или услуги: его негативное воздействие констатировали около половины респондентов.