Приоритеты для БРИКС в новом постпандемическом мире
В 2020 году Россия председательствует в объединении БРИКС. Какие у страны приоритеты в этом сообществе? Какое значение «пятёрка» играет в системе международных отношений и как эту роль может изменить текущий кризис?
Ответам на эти вопросы посвящен доклад НИУ ВШЭ «Стратегия развития БРИКС и приоритеты для России», подготовленный совместно с Национальным комитетом по исследованию БРИКС и Экспертным советом по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в объединении.
Презентация и обсуждение доклада состоялись 29 мая 2020 г. в рамках круглого стола, организованного Центром компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках XXI Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества. Представляем некоторые тезисы доклада.
Место БРИКС в глобальной экономике
БРИКС — первый опыт неформальной институционализации многополярности современного мира — служит положительным примером многосторонней дипломатии, выстроенной по сетевому принципу. Основной тип взаимодействия БРИКС с международными институтами — «каталитическое воздействие», понимаемое как стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций.
Сотрудничество конкурентных ведомств стран БРИКС является одним из примеров наиболее эффективного взаимодействия антимонопольных органов в мире, поскольку ведомства перешли с уровня общей дискуссии к практическому взаимодействию при расследовании трансграничных антимонопольных дел. Главной целью взаимодействия конкурентных ведомств стран БРИКС на современном этапе видится совместное противодействие ограничительным деловым практикам глобальных экономических игроков в целях эффективного функционирования рынков и роста благополучия населения стран БРИКС.
Сформированный в 2015–2016 гг. Новый банк развития БРИКС уверенно вошел в список наиболее интересных и востребованных институтов развития. В его деятельности преобладают пока в большей степени солидарность и взаимные интересы партнеров, а не экономическая выгода. Одним из вызовов, стоящих перед банком — необходимость сочетать интересы внутри БРИКС со стремлением быть финансово эффективным.
В целом страны БРИКС заметно уступают большинству ведущих индустриальных стран (в частности, «Группе семи») как по «структурному» измерению, отражающему масштабы и сложность производства, так и в части его драйверов. При этом различия между странами БРИКС по агрегированным показателям относительно невелики и заметно уступают межстрановым различиям в «Группе семи».
Точкой отсчета нового этапа международного взаимодействия на страновом уровне является инициатива «БРИКС+», идея которого основана на усилении процессов региональной интеграции и переводе их в формат трансрегионализма. Во время предельного обострения противоречий на фоне пандемии коронавируса, объединение стран БРИКС имеет все шансы на лидерство в формировании нового постпандемического, посткризисного мира, отмечают авторы доклада. Распространение технологий промышленности 4.0 создает развилку в сценариях долгосрочного роста и будущего позиционирования стран БРИКС в глобальной экономике.
По прогнозам, к 2030 г. доля БРИКС может превысить совокупную долю США и стран Европы, достигнув 37% мировой экономики. Ответственная денежно-кредитная политика, направленная на снижение государственного долга и увеличение международных резервов, способствует обеспечению макроэкономической стабильности.
Приоритеты Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года
Цифровизация. Среди ключевых приоритетов Стратегии БРИКС до 2025 года и задач России авторы доклада выделяют достижение положительных эффектов от цифровизации для экономики и общества. Это потребует совершенствования, в частности с опорой на международные стандарты и лучшие практики, законодательно-нормативной базы во многих секторах экономики, которые уже затронуты или могут быть затронуты цифровизацией. Страны БРИКС имеют широкие перспективы для совместных действий в сфере цифровизации. Всего с 2011 г. государства «пятёрки» взяли на себя около 40 обязательств в области цифровой экономики, значительная часть которых была достаточно быстро реализована.
Промышленная революция 4.0 порождает вызовы для политики в странах БРИКС, среди которых: снижение минимального порога масштаба бизнеса для эффективной деятельности; усиление региональной неоднородности развития; формирование крупных торговых платформ; несогласованность государственного регулированием и частного регулирования отдельных компаний, обладающих передовыми компетенциями и концентрирующими рыночные позиции.
Продовольственная и энергетическая безопасность. Особо важную роль в кооперации стран БРИКС для достижения продовольственной безопасности играет взаимодействие между ФАО и Новым банком развития БРИКС. В этом контексте в рамках российского председательства в 2020 г. необходим двусторонний диалог с ФАО при участии исследовательских центров из стран БРИКС, включая университеты, профильные институты и организации.
Страны БРИКС заинтересованы в создании новых институтов и укреплении сотрудничества в энергетике для обеспечения стабильности спроса и поставок, снижения волатильности цен на энергоресурсы. В ряду приоритетных мероприятий для сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетики авторы доклада отмечают определение подходов к диверсификации энергоресурсов, включая возобновляемые и низкоуглеродные источники энергии; совершенствование механизмов привлечения инвестиций в энергетическую отрасль и инфраструктуру; разработку стратегий для обеспечения всеобщего доступа к энергии и ее доступности по цене, включая взаимодействие внутри БРИКС для гарантии доступа к первичным энергоресурсам; а также разработку технологий для снижения негативного воздействия энергетической отрасли на окружающую среду и климат.
Охрана природных ресурсов. Экологическое достояние стран БРИКС играет ключевую роль в решении глобальных проблем. Одновременно в рамках мировой экономики страны специализируются на производстве «грязных» товаров. При этом на фоне повышения ценности окружающей среды возникает дилемма обеспечения экономического роста в условиях существенных экологических ограничений. В связи с этим странам БРИКС необходимо выработать новые модели экономического роста, основанные в первую очередь на новых, устойчивых моделях потребления, ориентации на сокращение социального неравенства и других Целях устойчивого развития. Продвижение таких моделей на глобальном уровне должно вовлекать и развитые страны как основные мировые потребители.
В экологической сфере страны БРИКС имеют ряд общих черт: их экосистемы уникальны; эти страны крайне экологически неблагополучны; во всех странах БРИКС деградация окружающей среды тесно встроена в текущие модели экономического роста; в силу размера и структуры экономик страны БРИКС имеют важное значение для решения глобальных экологических проблем. Узкие инициативы, призванные обеспечить обмен опытом в области отдельных экологических проблем, а также финансирование отдельных «зеленых» проектов, — важные, но недостаточные направления сотрудничества. Страны БРИКС должны рассматривать экологические проблемы шире — в контексте потенциала своего экономического роста и своей роли в мире.
Образование и наука. Заметно явное отставание в развитии горизонтальных университетских связей между странами БРИКС. Так, у любой из этих стран сколько-нибудь интенсивное сотрудничество организовано практически исключительно с Китаем. Развитие Сетевого университета БРИКС является одной из важных задач и в то же время реальным инструментом активизации образовательного сотрудничества. Безусловная политическая поддержка Сетевого университета БРИКС пока не имеет финансового подкрепления. Для устойчивого развития проекта и реализации намеченных планов необходимо целевое долгосрочное финансирование со стороны стран-участниц.
В рамках общего партнерства стран БРИКС значительный синергетический эффект может принести деятельность по определению приоритетов в сфере науки, передовых технологий и инноваций на основе форсайта и мониторинга глобального научно-технологического развития. Многостороннее сотрудничество исследователей из стран БРИКС представляется особенно перспективным в сельскохозяйственных и биологических науках; энергетике; химии, биохимии, генетике и молекулярной биологии; компьютерных науках; науках об окружающей среде, Земле и планетах; машиностроении, материаловедении.
Задачи для БРИКС в период пандемии
В условиях пандемии страны БРИКС могут укрепить сотрудничество в сфере здравоохранения. В ходе российского председательства представляется целесообразным инициировать обращение лидеров БРИКС ко всем глобальным организациям, подключенным к выработке и реализации решений в области здравоохранения, с призывом к незамедлительной координации действий в борьбе с COVID-19.
Механизмы кооперации, с которыми Россия может выступить в рамках текущего председательства: ускоренное создание Центра БРИКС по исследованию и разработке вакцин проведение совместных научных исследований; создание при ведущей роли России фонда по борьбе с коронавирусом, аналогично существующим фондам по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией; налаживание эффективной системы обмена информацией; содействие глобальной информационной кампании по проблеме антибактериальной устойчивости; формирование международного банка развития исследований в сфере эпидемиологии; разработка правил международной кооперации в вопросах принципов ценового регулирования лекарств и медицинских изделий, развития телемедицины.