• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Потребительские настроения населения во II квартале 2020 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские настроения населения во втором квартале 2020 года.

Эксперты Центра констатировали резкий обвал совокупных потребительских настроений российского населения во II квартале 2020 г., композитный индекс потребительской уверенности (ИПУ) упал на 19 п. п. относительно предыдущего квартала до отметки (-30%).

Несмотря на внушительную глубину падения индикатора, ее нельзя назвать рекордной, подобные эпизоды уже наблюдались ранее за двадцать с лишним лет проведения подобных обследований. Однако стремительность ухудшения потребительских настроений пока является беспрецедентной. Во время предыдущих кризисных эпизодов отрицательный эффект был накопительным, а ИПУ терял одномоментно не более 14-15 п. п.

Очевидно, что такая внезапность нарастания пессимизма потребителей стала ответом на неожиданную коронавирусную атаку, сопровождавшуюся введением радикальных ограничительных мер, практически остановивших деятельность множества организаций. Масштабные локдауны не только кардинально изменили тренд развития экономики, но и понизили для значительной части населения их совокупный доход. При этом высокая степень неопределенности, связанной с возможностью реактивации пандемической атаки и новых последующих локдаунов, заставляет людей опасаться реализации пессимистичных сценариев дальнейшего развития событий.

Интенсивную негативную динамику продемонстрировали все пять компонентов ИПУ. При этом наиболее резкое, почти вертикальное падение показал частный индекс произошедших изменений в экономике России, который одномоментно снизился на 37 п. п. до (-49%).

Потребительские настроения практически синхронно ухудшились во всех возрастных стратах населения. В группе молодежи до 30 лет ИПУ снизился относительно предыдущего квартала на 23 п. п. до (-26%), в группе от 30 до 49 лет — на 21 п. п. до 31%, в группе от 50 лет и старше — на 17 п. п. до (-30%), соответственно.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.

Полный текст