• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Композитные индикаторы деловых тенденций в сфере услуг: отраслевые разрывы за период апрель–сентябрь 2020 г.

Аналитический обзор «Композитные индикаторы деловых тенденций в сфере услуг: отраслевые разрывы за период апрель–сентябрь 2020 г.» подготовлен экспертами Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Обзор основывается на результатах ежеквартальных конъюнктурных опросов руководителей более 6.1 тыс. организаций сферы услуг, проводимых Федеральной службой государственной статистики во всех субъектах РФ.

Аналитический обзор отражает динамику и отраслевую декомпозицию следующих композитных индикаторов, обобщающих результаты обследований деловой активности в целом и по видам услуг: индексов делового климата (ИДК), а также его основных ограничителей, агрегированных в индексы экономической уязвимости (ИЭУ), деловых барьеров (ИДБ), неопределенности экономической ситуации (ИНЭС). Отраслевые события в сфере услуг с апреля по сентябрь 2020 г. были преимущественно связаны сначала с введением карантинных мер, противодействующих коронавирусной атаке, и затем постепенным восстановлением экономической деятельности после ее искусственно заданного сжатия в первой волне пандемии Covid-19, в частности:

  • Ответные меры экономической политики по сдерживанию коронавирусной атаки, восстановлению деятельности, перебалансировки спроса и предложения в III квартале способствовали кардинальному развороту внезапно сложившегося негативного тренда в развитии сферы услуг.
  • Однако в условиях начавшегося возобновления экономической активности произошедшее снижение потребительских доходов и расходов, высокий уровень неопределенности экономической ситуации и барьеров деятельности все ещё сдерживали инициативы сервисного бизнеса и перспективы роста во многих видах услуг, несмотря на положительное воздействие эффекта низкой базы и отложенного спроса.

Сложившийся циклический профиль в динамике композитного индикатора делового климата (ИДК) за апрель-сентябрь 2020 г. позволяет констатировать «V-образную» траекторию выхода из кризисной ситуации, обусловленной ранее резким сжатием деловой уверенности сервисных организаций в период первой волны распространения пандемии и последующим мощным «отскоком вверх».

Индекс делового климата (ИДК) и его компоненты в сфере услуг

Источник: Результаты обследований деловой активности Росстата, расчеты ЦКИ ИСИЭЗ.

В III квартале отраслевые разрывы ИДК усилились. С большим отрывом от других видов услуг улучшился деловой климат, прежде всего, в секторе санаторно-курортных услуг, а также для организаций пассажирского транспорта, гостиничных услуг и стоматологической практики. Темпы повышения ключевых параметров отраслевой конъюнктуры в этих видах услуг позволили соответствующим индикаторам делового климата переместиться в «фазу ускорения роста». Возобновление мобильности остальных сервисных организаций способствовало почти симметричному замедлению спада в квартальной динамике отраслевых ИДК и приближению их значений к положительному уровню. Поставщики страховых, риэлторских услуг и предприятия связи, наименее пострадавшие в период коронавирусного локдауна, также возобновили свою активность, но не с таким заметным восстановлением.

Отраслевые параметры «экономической уязвимости» рыночных услуг существенно изменились за период с июля по сентябрь 2020 г. Туризм развивался с такой мощной интенсивностью, что впервые за весь период наблюдений с 2013 г. оказался (по обобщенным оценкам респондентов) в зоне «максимально безопасных» видов экономической деятельности. Заметное нарастание позитивных деловых тенденций способствовало полномасштабному выходу из рецессионного состояния организаций пассажирского транспорта, гостиничного сервиса, санаторно-курортных услуг, стоматологической практики, техобслуживания и ремонта автотранспорта. Остальные виды деятельности в сфере услуг составили сцепленный блок с явно выраженной позицией отраслевых индексов уязвимости в пределах фазы «сжатия от критической уязвимости до ее нейтрального уровня».

Однако совокупные ожидания сервисных организаций относительно дальнейшего развития бизнеса до конца 2020 г. не являются оптимистичными. Перспективы, связанные с дальнейшим улучшением деловых тенденций в сфере услуг, не нашли отражения в предпринимательских оценках большинства видов сервисной деятельности. Особенно кардинально преломляются позитивные настроения лидирующей тройки отраслей: когнитивное восприятие менеджерами туристического, гостиничного и санаторно-курортного бизнеса деловых тенденций в их деятельности до конца года отличается существенным нарастанием пессимизма и корреспондирует с сжатием ИЭУ вновь до возможной «чрезмерной уязвимости».

С июля по сентябрь 2020 г., несмотря на снятие ограничительных мер и оказания поддержки бизнесу, в том числе малым организациям в сфере услуг, «экономическое беспокойство» сервисных агентов не сократилось настолько, чтобы можно было зафиксировать перелом негативной тенденции в динамике совокупных деловых барьеров. Напротив, экономические агенты все более единодушно уведомляли о своих опасениях относительно расширения препятствий для их бизнеса.

Особенно интенсивно росли и оказались высокими значения композитного индекса деловых барьеров (ИДБ) в секторах санаторно-курортных услуг и связи. В условиях произошедших потерь потребительских доходов и все ещё сохраняющегося шока со стороны спроса на услуги остаётся существенным накопленный пессимизм многих сервисных организаций. Заметно повысились сводные параметры барьеров для поставщиков гостиничных услуг, рекламы, услуг культуры, спорта и развлечений, для ломбардов, организаций по ремонту предметов личного потребления. Сервисные организации из сферы туризма в анализируемом периоде стали более реалистичны в своих оценках относительно факторов, препятствующих их деятельности. ИДБ в туризме плавно приблизился к границе с фазой «расширения барьеров от низкого до среднего уровня».

Сфера услуг за период с апреля по сентябрь 2020 г. определенно стала эпицентром беспрецедентных кризисных событий, обусловленных преимущественно масштабами пандемии Covid 19, с нижней точкой спада в мае. Особенность будущего развития сервисной деятельности выражается в нарастании чрезмерной неопределенности ожиданий, связанных, в частности, с характером коронавирусной атаки, вероятностью ее реактивации в осенне-зимний период, введением новых локдаунов, давлением внешних и внутренних кризисных вызовов, реальными возможностями массовой вакцинации.


Обзор подготовлен в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Авторы: Людмила Китрар, Тамара Липкинд и Георгий Остапкович

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований