• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

От будущего к настоящему: как коронавирусный кризис открывает новые возможности для отечественного бизнеса

От будущего к настоящему: как коронавирусный кризис открывает новые возможности для отечественного бизнеса

© Creatio.com

Пандемия поставила глобальное развитие на паузу, и это шанс для России занять те ниши на рынке, которые были раньше закрыты. Но инновации должны стать необходимыми как воздух, а без информационных технологий новые ниши так и не откроются. Об этом рассказал в специальном докладе на глобальной конференции Accelerate Global 2020 Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ.

Перечни растущих и исчезающих рынков, глобальные и национальные тренды, изменения в спросе и поведении потребителя, перспективные продукты и услуги, прогнозы объемов рынков и темпов их роста, возможные сценарии развития рынков, развилки, прорывные технологии, изменения в цепочках добавленной стоимости, навыки и компетенции, необходимые для проактивного управления рыночной стратегией – такие базовые смысловые точки своего доклада обозначил Александр Чулок, открывая конференцию Accelerate Global 2020.

Александр Чулок
© Высшая школа экономики

Сегодня выигрывают те компании, которые сделали ставку на экосистемные междисциплинарные горизонтальные платформы, для которых IT составляющая носит фундаментальный характер. Но экономисты уже выдвинули новый термин – low contact economy, экономика низких контактов. События, которые сейчас происходят, носят трансформирующий характер, рассказывает Александр Чулок. По его словам, зарубежные коллеги описывают то, что происходит, одним словом – шок. В России к происходящему относятся спокойней.

Как удержать текущие позиции на рынке? Где искать новые ниши, новых клиентов, как приобрести новые навыки и компетенции будущего? Сегодняшняя стратегия, которую практикуют многие компании, – идти от запроса потребителей – уже не актуальна.

Если вы считаете, что знаете своего потребителя, вы уже неправы, потому что сам потребитель не знает, какие у него будут потребности. Поэтому нам нужно мыслить на два-три шага вперед

Иными словами, стратегия должна строиться не на попытке выяснить текущий спрос, а на формировании новых потребительских предпочтений, создании спроса, уверен Александр Чулок. Он рекомендует ориентироваться не на численные прогнозы, которые девальвирует турбулентная ситуация, а на сценарные развилки, предлагаемые наукой Форсайта.

Уже общим местом стали такие тренды, как прорывные технологии, цифровизация, роботизация бизнес-процессов. Но технология сама по себе не играет большой роли, она должна быть интегрирована в цепочку добавленной стоимости, мировую цепочку. «Давайте будем откровенны: нас никто особо в них не приглашал. Мы прорывались и там, где могли, цеплялись за отдельные звенья. Сейчас процессы поставлены на паузу, и это отличное время, чтобы войти в те ниши, которые раньше были для нас закрыты. Хороший шанс, чтобы создать собственные цепочки добавленной стоимости», – говорит эксперт Вышки.

Если брать за точку отсчета 2020 год, то в топе ниш для бизнеса будут, по данным системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, рынки, связанные с возникновением новых болезней, средствами их лечения, производством вакцин. Кроме того, «со старением населения открываются очень большие рынки. По оценке ООН, к 2050 году доля пожилых людей в мире утроится», развитые страны, например, Япония, берут курс на рост продолжительности жизни. В связи с этим будет трансформироваться социальная сфера, в частности, медицинский бизнес, страховой. Иными словами, человеко-ориентированная история должна принести успех.

Александр Чулок назвал среди перспективных ниш для бизнеса группу трендов «умный город» и, соответственно, кибербезопасность, роль которой будет расти ускоренными темпами. Новые ниши могут возникнуть и в низкотехнологичных секторах.

«Я вижу один из серьезнейших драйверов российской экономики – это агропромышленный комплекс, – отметил Александр Чулок. – Он стал площадкой для технологий новой промышленной революции. Какие инновации, нередко говорят, у нас фермеры ходят в кирзовых сапогах и с вилами. Да, но этот фермер достает из кармана простенький смартфон и, управляя агродроном, причем, российского производства, мониторит поля, потом заходит в цифровую систему, например, ту, что разработал Росслельхозбанк, договаривается с партнерами, записывается на курсы обучения, подбирает новое оборудование. Не говоря о “молочке”, где применяют технологии дополненной реальности для наших буренок».

В числе трендов, влияние которых будет увеличиваться, те, что определяются изменением климата и состоянием природы. Ответственное поведение и этика могут стать ограничивающими факторами развития российских компаний. Могут быть даже созданы этические сертификаты, за рубежом эту тему активно обсуждают. Таким образом, возникает сценарная развилка: в качестве ориентира выступит соотношение цена/качество или этика и экология.

Готова ли Россия к изменениям? К сожалению, инновации не стали для нас воздухом, считает Александр Чулок. Если в развитых странах 50-70-% инновационно-активных компаний, то у нас 10-12%. К тому же наша национальная инновационная система остается очень фрагментарной, не сформированы системные устойчивые связи между наукой, бизнесом и вузами, несмотря на то, есть много успешных кейсов, среди которых, конечно, Вышка. По данным свежего глобального инновационного индекса, наша страна находится только на 47-м месте.

Для выработки стратегии бизнеса необходим системный подход на базе представления обо всем ландшафте вызовов: разрабатывается форсайт-исследование с учетом новых джокеров, определяются задачи и формируется дорожная карта. 

И стратегия должна разрабатываться не по принципу «из настоящего в будущее», а «от будущего к настоящему». «Мы много вкладываем в технократическую составляющую и забываем о людях. Ориентироваться нужно не только на удовлетворение их потребностей, но и на раскрытие таланта потребителя, даже если сам потребитель еще об этом таланте не догадывается», – заключил Александр Чулок.

Глобальная онлайн-конференция Accelerate Global 2020 для бизнес- и ИТ-лидеров проходит 28-29 октября, трансляция на весь мир длится 24 часа. Представители ведущих компаний делятся практическим опытом, кейсами и историями успеха, отвечая на вопрос «Как преодолеть вызовы рынка и ускорить развитие бизнеса?». Организатор конференции – компания «Террасофт», один из ключевых игроков на глобальном рынке LOW-CODE, BPM, CRM.