• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Потребительские настроения населения в III квартале 2020 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские настроения населения в третьем квартале 2020 года.

Эксперты Центра констатировали частичное восстановление совокупных потребительских настроений населения в III квартале 2020 г. после их вертикального обвала в предыдущем квартале. Результирующий индекс потребительской уверенности (ИПУ) вырос сразу на 8 п. п. до (-22%). Вместе с тем сложившееся значение ИПУ осталось значительно ниже своего среднего уровня за двадцать два года проведения подобных обследований и примерно соответствовало параметрам индикатора в начальных периодах роста после прохождения низших точек последних кризисов и рецессий.

Позитивную динамику примерно одинаковой интенсивности показали четыре из пяти компонентов ИПУ. Частные индексы произошедших и ожидаемых изменений в экономике России и в личном материальном положении респондентов, несмотря на разный уровень, практически синхронно выросли на 5-9 п. п. относительно предыдущего квартала. Пятый компонент ИПУ, частный индекс благоприятности условий для крупных покупок, показал более существенный рост, прибавив в течение квартала сразу 13 п. п. Однако это было обусловлено в большей степени не улучшением финансового состояния или потребительской уверенности населения, а появившейся возможностью реализации отложенного спроса, накопившегося в период карантинных закрытий организаций непродовольственной торговли и сферы услуг.

Восстановление потребительской уверенности было выявлено во всех возрастных стратах населения. Наиболее существенно улучшились настроения людей среднего возраста — в самой экономически и социально активной группе населения от 30 до 49 лет ИПУ вырос на 10 п. п. до (-21%). В результате возрастное распределение индикатора вернулось к традиционной прямой зависимости уверенности респондентов от их возраста — чем моложе, тем уверенней.

Результаты европейских обследований потребителей показывают, что в большинстве стран ЕС кризис экономических настроений населения, как и в России, был пройден во II квартале текущего года. Однако, несмотря на позитивную динамику ИПУ, в III квартале оптимистический настрой преобладал только в Швеции, о чем свидетельствует положительное, хотя и весьма невысокое значение ИПУ +1%. Во всех остальных странах значения индикатора потребительской уверенности располагались в отрицательной зоне, от −0,2% в Дании до −35% в Греции.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.


Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Авторы: Тамара Липкинд, Георгий Остапкович, Людмила Китрар