Привлекательность карьеры в науке растет
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет оценки привлекательности научной карьеры по итогам многолетних исследований общественного восприятия науки.
Ключевые результаты
Несмотря на общую позитивную оценку вклада ученых в экономическое развитие, научная карьера в России долгое время не рассматривалась жителями страны в качестве удачного профессионального пути (рис. 1). В течение более чем десяти лет показатели привлекательности научной карьеры были в среднем вдвое ниже значений в ряде других стран. Это корреспондирует с данными официальной статистики, которая фиксирует долгосрочный тренд снижения численности занятых исследованиями и разработками.
До 2011 г. включительно респондентам задавался вопрос: «Хотели бы вы видеть своего сына (дочь) научным работником?»
С 2014 г. «Были бы вы рады, если бы ваш (-а) сын/дочь захотел (-а) стать научным работником, исследователем?»
Однако в последние годы ситуация заметно изменилась: доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%. Тем не менее российские показатели пока не дотягивают до более высоких значений, зафиксированных, например, в США (80%) и Израиле (77%).
Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них — повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых. По данным Минобрнауки России, в 1995 г. две трети опрошенных признавали, что в России роль науки падает, и лишь 6% относили научную профессию к числу наиболее уважаемых в обществе. В 1996 г. свыше половины респондентов (57%) считали условия для работы ученых плохими и полагали, что государство должно увеличить им зарплату (67%), улучшить жилищные условия (42%) и обеспечить медицинское обслуживание высокого качества (32%).
Сегодня представление о роли науки в России поменялось радикально. Абсолютное большинство (86%) уверено, что ее значение в стране, как и во всем остальном мире, растет. Наметилось изменение представлений о доходах в науке. Если еще в 2014 г. две пятых (42%) опрошенных полагали, что ученые зарабатывают меньше, чем люди других профессий с аналогичной нагрузкой, то к 2019 г. такое мнение стало встречаться значительно реже (28%).
Впрочем, привлекательность научной деятельности по-прежнему заметно ниже традиционно популярных у россиян профессий врача и карьеры в юриспруденции (рис. 2). Отставание в показателях привлекательности от профессий финансово-экономической сферы, которые также вот уже многие годы являются лидерами рейтингов, выражено слабее.
Степень привлекательности карьеры в области науки и технологий для детей в определенной степени подвержена влиянию гендерных стереотипов. Отвечая на вопрос об отношении к выбору ребенком научной карьеры, 57% приветствовали бы решение сына, а 51% — дочери. В случае с профессиями инженера и программиста разница в зависимости от пола ребенка еще заметней: для мальчиков показатели составляют 65 и 68% соответственно, а для девочек — 52 и 53%. Напротив, карьера преподавателя вуза либо школьного учителя представляется респондентам более подходящей для девочек (60% и 49% соответственно), чем для мальчиков (55% и 40%).
Гендерные различия проявляются и в структуре занятых в науке, среди которых явно доминируют мужчины: 61% общей численности исследователей, в том числе 58% кандидатов и 73% докторов наук.
Таким образом, статус научной профессии в обществе укрепляется. Развитие мер по поддержке науки, оплате труда ученых, равно как и популяризация карьеры в науке будут способствовать последующему росту ее привлекательности.
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационного поведения ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ; данные Росстата, US National Science Board; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Леонид Гохберг, Валентина Полякова и Константин Фурсов
Предыдущий выпуск: «Позиции России в глобальных исследовательских фронтах»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»