21 метод работы с будущим в эпоху неопределенности
События 2020 года перевели мир из состояния управляемого драйва — когда глобальные тренды определены, рынки поделены и правила игры установлены — в эпоху джокеров, событий с низкой вероятностью наступления, но масштабными эффектами. Это угрожает благополучию людей, организаций и целых государств. Как сформировать комплексную систему мониторинга и раннего обнаружения глобальных вызовов и повысить точность прогнозов, рассказывает в авторской колонке для Harvard Business Review директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ Александр Чулок.
Желание если не управлять будущим, то хотя бы знать его контуры и раньше формировало устойчивый спрос на форсайты и стратегическую аналитику, но сейчас эта информация стала как никогда востребованной.
В России исследования будущего корнями уходят в советскую систему прогнозирования и планирования, одним из значимых результатов которой стала Комплексная программа научно-технического прогресса, разработанная в 1980-х. Примечательно, что многие методы, созданные в те времена (теория решения изобретательских задач, ситуационный анализ, математическое моделирование экономических процессов), нашли широкое применение в капиталистических странах и используются по сей день, правда, уже на новых технологических основах: цифровизации, интерактивности, аналитики больших данных.
За последние 20 лет отношение российских организаций к исследованиям будущего прошло три этапа: от неприятия в начале 1990-х («Какое будущее? Нам бы выжить»), проб и ошибок 2000-х до «хорошего тона» последних пяти-семи лет. Сегодня трудно найти компанию, даже среднего размера, у которой не было бы пятилетнего плана, — а крупный бизнес и госкорпорации все чаще заглядывают за горизонт 2040 и 2050 годов. Утвердительный ответ на вопрос «Есть ли у вас стратегия?», который 10 лет назад готова была дать только половина организаций (по данным совместного опроса НИУ ВШЭ — РСПП), сейчас дают практически все респонденты. Эффективность этих стратегий во многом зависит от качества прогнозов, а оно, в свою очередь, не всегда оказывается удовлетворительным. Между тем, по подходам к прогнозированию и планированию на национальном уровне Россия зачастую может служить примером для многих развитых стран. Например, Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, разработанный НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России и утвержденный правительством еще в 2014 году, является не только ключевым элементом системы научно-технологического прогнозирования, но и ориентиром мирового уровня: в 2018 году, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, он вошел в пятерку лучших международных прогнозов и был переведен на несколько языков, в том числе на китайский.
Проанализировав лучшие мировые и российские прогнозы и форсайты, мы создали навигатор по наиболее эффективным инструментам работы с будущим и способам их применения. Руководствуясь приведенной в статье информацией, компании смогут сформировать комплексную систему мониторинга и раннего обнаружения глобальных трендов и вызовов и найти свой подход к разработке стратегий.
ТРИ ПРИЗНАКА КАЧЕСТВЕННОГО ПРОГНОЗА
Чтобы грамотно выбрать методику работы с будущим, необходимо понимать, что к качеству и глубине проработки прогнозов сегодня предъявляют высокие требования. Наиболее значимые из них — доказательность, вариативность и правильно расставленные приоритеты.
-
Доказательность подразумевает наличие серьезной научно обоснованной базы исследований, прозрачной и валидированной методологии. Аргументы «по оценкам экспертов» или «модель показала», которые удовлетворяли лиц, принимающих решения, еще 10–15 лет назад, уже не считаются весомыми.
-
Вариативность предполагает не описание будущего по одному «базовому» или «целевому» сценарию, а характеристику различных, альтернативных вариантов развития событий в рамках, например, имитационного моделирования или сканирования «слабых сигналов» для того, чтобы распознать джокер.
-
Расстановка приоритетов означает ранжирование технологий, которые необходимо развивать, или рынков, на которых стоит занять нишу. Если раньше приоритеты часто «спускались сверху», а потом их выбор подкреплялся релевантными аргументами, то теперь процесс все чаще идет «снизу»: сначала формируется ландшафт возможностей, а затем в зависимости от критериев (увеличение выручки, повышение маржинальности, соответствие требованиям безопасности и т. д.) формируется перечень приоритетов.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУДУЩЕГО
За последнее десятилетие подходы к исследованию будущего претерпели значительную трансформацию. Сейчас основными считаются следующие три тренда.
- Взаимная интеграция количественных и качественных методов, за счет которой можно компенсировать недостатки одних инструментов преимуществами других. Например — использование результатов математического моделирования как входящей информации для работы экспертных групп и дальнейшая «ручная» калибровка с учетом мнений специалистов о тех параметрах или взаимосвязях, которые невозможно или сложно смоделировать.
- Развитие мультидисциплинарных и межотраслевых исследований, позволяющее приблизиться к точной оценке и прогнозированию реальных процессов. Скажем, оценка перспектив использования новых материалов в энергетике или применение нейробиологических подходов к анализу поведения экономических агентов требуют объединения знаний из многих разобщенных сфер.
- Широкое использование цифровых технологий, искусственного интеллекта, анализа больших данных создает новый класс исследований будущего. Они могут принимать разные формы — от визуализации (например, с помощью дополненной или виртуальной реальности можно оказаться внутри семантического кластера глобальных трендов и изучить все в 3D-формате) до предиктивной аналитики на основе машинного анализа документов, для которой разработка рыночного консенсус-прогноза в буквальном смысле минутное дело.
Классификация методов работы с будущим может основываться на разных признаках. Например, методы можно разделить на количественные и качественные; использующие первичное экспертное знание и обработку вторичной информации; опирающиеся на креативность и на взаимодействие специалистов; базирующиеся на оценке связей между различными параметрами и факторами и на интеграции в систему принятия решений. Максимальное количество методов применяется в классическом форсайте — процессе систематической научно обоснованной оценки перспектив будущего науки, экономики и общества с учетом глобальных трендов, внутренних заделов и с вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее. В его портфеле более 80 инструментов, используемых в экономическом анализе, социологии, маркетинге, эконометрике, психологии, менеджменте, дизайне мышления, структурном и морфологическом анализе и т. д. Кроме того, форсайт использует собственные уникальные методы, среди которых в первую очередь стоит выделить опрос экспертов Дельфи, построение технологических дорожных карт и форсайт-сессии.