• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Что важно знать, чтобы учить ИТ?

Что важно знать, чтобы учить ИТ?

Языки программирования, Linux и организаторские навыки: сотрудники Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выяснили, какие требования предъявляют школы, вузы, техникумы и другие образовательные организации к педагогам в сфере цифровых технологий.

Большинство образовательных организаций комплектуют штат сотрудников к будущему учебному году в середине летних каникул. Исследователи ИСИЭЗ решили проанализировать требования, предъявляемые к соискателям на должность преподавателей информатики, робототехники и других педагогов в области цифровых технологий, применив к соответствующим вакансиям инструменты системы анализа больших данных iFORA.

Анализ был проведен на корпусе из 417 вакансий, опубликованных работодателями из всех регионов России на портале hh. ru c 11 июля по 11 августа 2020 года и относящихся к профессиональной области «Наука, образование» (для сравнения: 28 августа 2020 г., то есть непосредственно перед началом 2020/21 учебного года, по аналогичному поисковому запросу вакансий находилось почти в 4 раза меньше).

Подробные результаты исследования представлены в бюллетене «Анализ спроса на педагогов в области цифровых технологий» (опубликован в серии информационно-аналитических материалов по проекту НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»).

Некоторые выводы

Обучение ИТ ближе к контуру профобразования

Более половины исследованных вакансий (217) — вакансии преподавателя информатики.

При этом свыше 3/4 всех вакансий подразумевали работу в профессиональных образовательных организациях (например, колледжах и техникумах, профессиональных училищах) или организациях дополнительного образования (ОДО): на них приходится 38 и 39% вакансий соответственно.

Доля вакансий общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) превышает одну пятую (около 22%); меньше всего вакансий (2%) — от образовательных онлайн-платформ.

В школах приветствуют совместителей

Школы зачастую ищут педагогов, готовых совмещать преподавание информатики (ИКТ) и математики/физики (более 82% всех вакансий, подразумевающих работу в школах, приходится именно на совместителей).

В организациях дополнительного образования более востребованы преподаватели робототехники и технологии (почти 50% всех вакансий ОДО).

Hard VS soft skills

От педагогов в области цифровых технологий прежде всего ждут сильных технических компетенций, относящихся либо к одному из языков программирования (SQL, Python, Java, HTML и т. д.), либо к тем или иным программным средствам (OS Windows, Linux, MS Publisher и др.).

На втором месте по востребованности — педагогические навыки и компетенции. Реже всего в вакансиях указываются личностные компетенции.

Острая «цифровая» дифференциация регионов

Проанализированный корпус данных включал вакансии из 52 субъектов Российской Федерации. Почти 63% вакансий сосредоточено в 10 регионах-лидерах (крупные регионы центральной и южной частей России, а также Поволжья). Характерно, что на эти же регионы приходится более 48% победителей и призеров заключительных этапов Всероссийской робототехнической олимпиады за 2016–2019 гг. Кроме того, указанные регионы демонстрируют высокие образовательные результаты не только в сфере ИКТ, но и по другим дисциплинам: в рейтинге регионов по итогам Всероссийской олимпиады школьников 2019 г. эти регионы вошли преимущественно в первую половину.

Лишь 17 вакансий (4,2% от общего числа) подразумевали работу в сельской местности. При этом на начало 2020/21 учебного года в сельской местности работали почти 30% школьных учителей информатики и ИКТ.

Заработная плата педагогов в области цифровых технологий, работающих в Москве и Санкт-Петербурге, почти в 1,7 раза выше, нежели у их коллеги в других регионах России. Подобная дифференциация наблюдается не только в сфере преподавания ИКТ, но и по всем отраслям экономики России в целом: в 2019 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций составила в среднем по 83 регионам России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) 41 921 руб., в Санкт-Петербурге — 65 872 руб. (на 57% больше), в Москве — 94 294 руб. (на 124% больше).

См. также:

«Какие специалисты по цифровым технологиям нужны школам и вузам» (публикация в «Российской газете» от 04.02.2021)