Технологический потенциал России: далеко ли до лидерства?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет карту зон технологического лидерства и отставания России, сформированную на основе анализа патентной активности страны в последнее десятилетие.
Данные о патентовании как доминирующей форме защиты результатов изобретательской деятельности наглядно отражают процессы разработки новых технологий, а их анализ позволяет оценить технологический потенциал страны. Его результаты говорят о том, что в последнее десятилетие темп технологического обновления в России заметно снизился. Число патентных заявок на изобретения, поданных отечественными заявителями в стране и за рубежом, за 2010–2019 гг. уменьшилось на 10% на фоне роста патентной активности почти во всех лидирующих странах (кроме Японии). В результате такого несоответствия глобальным трендам доля России в общемировом потоке патентных заявок сократилась с 1,6 до 0,9% (рис. 1), и по ее величине страна переместилась с 10-й на 12-ю позицию, пропустив вперед Италию и Индию.
Впрочем, стагнационные процессы затронули не все технологические области, и анализ тематической структуры патентных заявок позволяет выделить направления, по которым Россия имеет серьезные заделы. На рис. 2 все области1 разделены на четыре группы.
Первая (1) — зона лидерства страны, которая включает крупные по объему патентования и при этом по-прежнему динамичные области, традиционно относящиеся к сфере технологической специализации России. Это измерительные и медицинские технологии, химическая инженерия, технологии защиты окружающей среды, термические процессы и нагревательные устройства, механические элементы, а также прочие специальные машины (различная сельскохозяйственная техника, приспособления для обработки почвы, посева и сбора сельскохозяйственных культур, устройства для ухода за животными, обработки различных материалов и др.). Все прорывные области — цифровые технологии, био-, нанотехнологии и др. — располагаются сегодня за пределами этой зоны.
Вторая группа (2) — зона высокого потенциала России. Она включает области технологической специализации страны, но в последние годы стагнирующие: патентная активность российских заявителей здесь снижается или растет, но отстающими (от среднего значения) темпами. В эту зону попал ряд химических областей — материалы и металлургия, микроструктурные и нанотехнологии, фармацевтика, а также пищевая химия, в отношении которой в 2017–2019 гг. наблюдалось наиболее заметное падение патентной активности (в среднем, на 5,5% в год)2. Значительные заделы имеет Россия и в таких областях, как анализ биоматериалов; двигатели, насосы, турбины; гражданское строительство; транспорт. В этот же квадрант на графике попадает и одна из областей ИКТ — базовые коммуникационные процессы. Она охватывает опорные технологии (генерирование электрических колебаний, способы и устройства для модуляции, усилители и др.), в отношении которых патентная активность в большинстве лидирующих стран постепенно сокращается.
Почти все области, попавшие в зону высокого потенциала России, — крупные с точки зрения патентной активности. Замедление динамики может свидетельствовать о кризисных явлениях в соответствующих отраслях — их преодоление с большой вероятностью позволит этим областям переместиться в зону технологического лидерства страны.
В третью группу (3) объединены области-джокеры — небольшие по объему патентования, но довольно динамичные. Патентная активность российских заявителей растет здесь опережающими темпами. Впрочем, даже это не позволяет пока данным областям войти в сферу технологической специализации страны: в патентном портфолио России они занимают гораздо более скромное место, чем в среднем по миру. Сюда попали несколько ИКТ-областей (компьютерные технологии, телекоммуникации, цифровая связь, ИТ в управлении), а также оптика, химия высокомолекулярных соединений и полимеры, технологии обработки, машины для производства текстиля и бумаги, прочие потребительские товары. Прогнозировать дальнейшее развитие в России этих областей пока затруднительно: наблюдаемый уровень патентной активности может оказаться как результатом краткосрочного всплеска интереса разработчиков к соответствующим технологиям, так и началом устойчивого расширения компетенций страны.
Наконец, четвертая группа (4) — это области технологического отставания: относительно небольшие, находящиеся за пределами сферы технологической специализации России и стагнирующие на протяжении длительного периода. Сюда попали аудиовизуальные технологии, полупроводники, электрооборудование, контрольно-измерительные приборы, станки, мебель и игры, а также несколько химических областей — химия базовых материалов и биотехнологии, которые до недавнего времени входили в сферу специализации страны.
Россия обладает значительным потенциалом для развития целого спектра технологических областей (зоны 1 и 2, отчасти — зона 3). Вместе с тем ее патентное портфолио отличает явное преобладание химической инженерии, в то время как на долю электрической инженерии — направления, к которому относятся все области ИКТ, — приходятся немногим более 10% патентных заявок (рис. 3).
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Всемирной организации интеллектуальной собственности (по состоянию на 01.06.2021); результаты проекта «Оценка достижимости национальных целей и целевых показателей в сфере науки» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Екатерина Стрельцова
Предыдущий выпуск: «Эффекты пандемии COVID-19 для инноваций в российском хайтеке»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»
Также по теме:
Екатерина Стрельцова на радио Sputnik комментирует выводы исследования, представленные в экспресс-информации «Технологический потенциал России: далеко ли до лидерства?»