Нобелевская премия по экономике — индикатор общественного интереса к поворотным темам
В этом году Премию Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля вручили Дэвиду Карду (David Card) — «за вклад в эмпирические исследования экономики труда» и Джошуа Дэвиду Ангристу (Joshua David Angrist) и Гвидо Имбенсу (Guido Imbens) — за «создание методологии анализа причинно-следственных связей». О значении работ лауреатов премии, которую часто называют Нобелевской премией по экономике, рассуждают ведущие сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Нобелевская премия — не только признание заслуг ученых, но и индикатор интереса общества и государства к наиболее ярким и поворотным темам. Если проследить ретроспективу нобелевских тем, то раньше доминировали вопросы, связанные с моделями и методами анализа явлений и событий. В последнее время жюри все больше подчеркивает важность вклада усилий ученых в решение глобальных вызовов, связанных с экологией (модели климата, учет «зеленой повестки»), инновационным развитием (учет инноваций в макроэкономических моделях) и обществом.
На этом фоне вручение Нобелевской премии по экономике за глубинное исследование и переосмысление рынка труда, оценку факторов, его определяющих, и анализ каузальности — причинно-следственных связей — представляется вполне разумным. Человек и так находился под «перекрестным огнем» глобальных трендов, связанных с роботизацией и применением ИИ (по оценкам ВЭФ, это должно привести к потере 85 млн рабочих мест к 2025 году), динамической трансформацией профессий и компетенций (от учителя до водителя), изменением моделей образования и его роли в благополучии и счастье. Именно занятость населения и миграционные потоки «взяли на себя» роль демпфера в эпоху пандемии и, конечно, заслуживают более пристального внимания.
В наше время существенно возрастает роль форсайта, который исторически был направлен на преодоление барьеров между теорией и практикой — там, где экономические модели терялись в бесчисленных предпосылках и неопределенностях. Учет социальной составляющей стал базовым принципом современных форсайтов, а вовлечение общества как ключевого стейкхолдера — визитной карточкой последних исследований. Возможно, когда-нибудь мы увидим вручение Нобелевской премии и за успехи в форсайт-исследованиях!
В материале о Нобелевской премии по экономике 2021 года телеканал RT напоминает, что в 1973 году премию присудили Василию Леонтьеву «за развитие метода "затраты — выпуск" и за его применение к важным экономическим проблемам», однако на тот момент учёный российского происхождения уже работал в США и выступал как представитель американской школы. Наличие лишь одного представителя России среди лауреатов специалисты связывают с тем, что советская экономическая наука находилась вне мирового сообщества. Причины комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Дело в том, что мы вступили на капиталистический путь развития только 30 лет назад, а до этого у нас была плановая экономическая модель. Некоторые страны живут при капитализме уже не одно столетие, и логично, что они имеют больше наработок в этой сфере. Сегодня российская экономическая школа является уже достаточно сильной и имеет достойных представителей в международном учёном сообществе.