• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Финсектор укрепил технологическое лидерство в реалиях пандемии

Финсектор укрепил технологическое лидерство в реалиях пандемии

Canva.com

Отрасли, как и сообщества людей, бывают более или менее восприимчивы к инновациям. Банки — держатели капитала и технологий — всегда находились в авангарде инноваций. Как финансовые организации продолжали наращивать свой технологический потенциал в нетипичном контексте, таком как пандемия, обсудили на сессии «Инновации в финансах» XI Международной научной конференции ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика».

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел конференцию 15–26 октября 2021 года в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Она также включена в программу Года науки и технологий РФ.

Открывая дискуссию, научный руководитель Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, профессор Университета Манчестера (Великобритания) Ян Майлз обратил внимание на то, что практикам, внедряющим инновации в финансовых организациях, бывает непросто учитывать, помимо своего специфичного контекста, более широкий фон — глобальные тренды и факторы, влияющие на развитие технологий. Исследователи, напротив, фокусируются на международных практиках и системных процессах и часто абстрагируются от реалий конкретных финансовых организаций. Собравшиеся за виртуальным круглым столом практики и теоретики, вняв призыву модератора, постарались рассмотреть различные финтех-решения под углом многомерной оптики.

Какие новые технологии и услуги помогли банкам сгладить течение ковидного кризиса, решили выяснить исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ посредством анализа опыта особо «продвинутых» в технологическом плане банков, таких как «Сбер», «Тинькофф» и «Райффайзенбанк». Результаты работы представил ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Томас Тернер. Исследование показало, что кредитные организации не концентрировались сугубо на своей области (к специфичным «банковским», например, относятся технологии бесконтактных платежей или распознавания лиц клиентов в банкоматах), но выходили и в другие сферы — образование, здравоохранение, индустрию развлечений. Среди новых, не типичных для банков, продуктов оказались собака-робот, игровые платформы, технология диагностики коронавируса по кашлю. Банки активно взаимодействовали с финтех-компаниями, не менее 50% финансовых организаций использовали элементы искусственного интеллекта, подчеркнул профессор Тернер. Благодаря внедрению новых цифровых решений банки оптимизировали, в том числе, свои внутренние процессы, а за счет внедрения образовательных программ, в частности повышающих уровень цифровой грамотности, расширяли клиентскую базу.

Разработка и реализация приложений на основе ИИ и аналитики больших данных — неподъемные задачи для банковских сотрудников без формального образования и соответствующего опыта. Ведущие организации финсектора переходят от традиционной, все менее эффективной функциональной структуры, к выстраиванию так называемых «Т-образных» команд, в которых вместе со специалистами по инвестициям и специалистами по технологиям (разработчиками, аналитиками данных) бок о бок работают фасилитаторы инноваций (коммуникаторы, которые отвечают за менеджмент и стратегическое управление). Такие кросс-функциональные команды стали необходимостью при внедрении сложных цифровых решений в компаниях, занимающихся финансовым консультированием, отметил старший директор по отраслевым исследованиям Института CFA (США) Ларри Цао и описал в презентации этапы создания таких команд.

Хорошим источником внешних знаний, кроме найма сотрудников с требуемыми компетенциями и обучения собственных кадров, могут быть и сделки слияния и поглощения (M&A). Довольно популярная в финсекторе стратегия приобретение компаний, уже обладающих необходимыми базами знаний, не всегда приносит ожидаемую прибыль, показало исследование, результаты которого представил заведующий отделом количественного моделирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Юрий Дранёв. Гипотеза исследователей заключалась в том, что чем более технологически развита приобретающая компания, тем менее сильным для нее будет эффект от M&A. Среди возможных трудностей — разные базы знаний, корпоративные культуры, нарушение устоявшихся процедур.

Зависимость внедрения инноваций в организациях финсектора от установок лиц, принимающих решения, проанализировал Гаэль Имад’Эддин из Университета Лилля (Франция). Его презентация также была посвящена сделкам слияния и поглощения. Принято считать, что их успешность существенно зависит от стиля корпоративного управления, на которое, в свою очередь, влияют внешние механизмы, особенно совет директоров. Гаэль Имад’Эддин вместе с соавторами применил в анализе реакций рынка на объявления о слияниях и поглощениях новый подход, который фокусируется на оценках качества внутреннего управления под углом двух ключевых элементов — наличия плана преемственности и сбалансированного распределения полномочий между генеральным директором и его потенциальным преемником. Исследователи показали, что сильное внутреннее управление и система, основанная на продвижении по службе, дают преемнику больше стимулов для инвестиций в человеческий капитал, специфичный для компании, и для увеличения текущих денежных потоков, что делает процесс слияния и поглощения более привлекательным и для рынка.

Как отметила в резюме по итогам сессии «Инновации в финансах» Вероника Белоусова, зав. отделом исследований рынков интеллектуальных услуг ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и соавтор исследования, которое презентовал проф. Тернер, «научная дискуссия эмпирически охарактеризовала ключевые драйверы развития финансовой отрасли: технологическое превосходство, развитие человеческого капитала за счет реализации командного подхода для решения межотраслевых бизнес-задач, разработку новых продуктовых предложений в смежных с финансовыми услугами секторах. В свою очередь, цифровая трансформация финансовой сферы и ее ориентация на экосистемные бизнес-модели ускоряют процесс создания ценностного предложения, а экономика данных позволяет таргетировать и кастомизировать продуктовую линейку целевым образом под клиентские потребности. Источником таких компетенций для финансовых организаций могут выступать M&As, которые становятся провайдером не только технологических решений и социального капитала, но и практик корпоративного управления и устойчивого развития».

Видеозапись сессии «Инновации в финансах»