• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Разбор с экспертом: Николай Шугаль о трендах цифровизации высшей школы

Разбор с экспертом: Николай Шугаль о трендах цифровизации высшей школы

Canva.com

Контекст: Некоммерческая ассоциация Educause подготовила доклад Horizon Report, в котором обозначены ключевые направления цифровизации образовательной среды, по мнению глобальной группы лидеров, представляющих все сферы высшего образования. Директор Центра статистики и мониторинга экономики образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль прокомментировал изданию «РБК+1» некоторые выводы авторов доклада и выделил тренды развития цифровых технологий в российском высшем образовании с опорой на новейшие результаты Мониторинга экономики образования.

Приводим расширенную версию комментария, подготовленного для материала «Виртуальные преподаватели и „перевернутый класс“: как меняется сфера высшего образования» («РБК+1», 22.11.2021).

Комментирует Николай Шугаль, директор Центра статистики и мониторинга экономики образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Упомянутые в докладе Educause инициативы повышают доступность и гибкость высшего образования, а также поднимают его качество на более высокий уровень. Многие из них становятся важными элементами цифровой образовательной среды, необходимость создания которой усилилась из-за пандемии и перехода занятий в дистант, но и ранее находилась в фокусе государственной политики. Например, благодаря массовым открытым онлайн-курсам студенты могут прослушать курсы ведущих преподавателей в стране и даже в мире, что в определенном смысле стирает границы и снижает образовательное неравенство. Система микростепеней делает шаг в сторону гибкости образовательных программ и индивидуализации обучения, позволяет более точно соотнести обучение с потребностями обучающихся. Это актуальная тенденция в контексте быстро меняющихся запросов рынка труда к навыкам работникам, а также к обновлению этих навыков. Использование в процессе обучения смешанных форматов, когда часть курса (например, лекции) преподается в виде МООК, а часть — в традиционном (очном) формате, позволяет совместить плюсы обоих подходов.

Другой пример цифровых практик — распространение электронных подписок на научную периодику. Они дают возможность из любой точки мира получать самую современную литературу и стимулировать участие преподавателей и студентов в проектной, научной деятельности в вузах. Доступность этих подписок, согласно исследованию НИУ ВШЭ в рамках волны 2020/21 учебного года Мониторинга экономики образования, значительно дифференцирована, причем как на уровне обеспеченности организаций, так и на уровне востребованности у пользователей.

Лучше ими обеспечены государственные вузы по сравнению с частными; среди государственных — ведущие и опорные вузы, что объясняется значительной затратностью приобретения подписок, особенно зарубежных; кроме того, не все вузы обладают для этого достаточными средствами. Для выравнивания стартовых условий требуется государственная финансовая поддержка (например, софинансирование или централизованное приобретение подписок и распределение прав их использования среди вузов).

Среди профессорско-преподавательского состава (ППС) наблюдается высокая востребованность этих электронных ресурсов: в силу большей доступности российских подписок в вузах почти 80% ППС использовали именно их в своей работе, зарубежные — не более 30%.

Студенты реже интересовались этими электронными ресурсами, максимальная востребованность проявляется на старших курсах бакалавриата, специалитета, и особенно в магистратуре, когда уже сформированы профессиональные, научные интересы, увеличивается вовлеченность в обучение (расширяются активные формы обучения).

При наличии определенных плюсов цифровизация образования предъявляет ряд серьезных требований в части наличия и бесперебойного функционирования цифровой инфраструктуры вузов, а также цифровых навыков студентов и преподавателей. Исследования НИУ ВШЭ в рамках той же волны Мониторинга экономики образования показали, что цифровая образовательная среда наиболее развита в вузах, а цифровые навыки студентов и преподавателей вузов наиболее высоки по сравнению со школами и колледжами. Однако несмотря на высокую обеспеченность компьютерами вузов, их состояние компьютерного парка ректоры оценивают только на удовлетворительно (шкала «плохо» — «удовлетворительно» — «хорошо»). Отдельная проблема — наличие и состояние программного обеспечения, главным образом — современного обучающего и специализированного программного обеспечения (ПО).

По результатам оценки навыков студентов оказалось, что им необходимо более интенсивное и углубленное освоение различных видов цифровых навыков, в первую очередь повышение грамотности в использовании специализированного программного обеспечения — около 25% студентов с ним не знакомы, а также навыков настройки цифрового оборудования и ПО. В этой связи требуется включение освоения элементов компьютерной грамотности в широкий круг предметов, дисциплин. При этом ситуация сильно зависит от направления подготовки (специальности): лидируют математические и технические направления, а гуманитарные, общественные направления сильно отстают.

Важное условия внедрения цифровых практик состоит в том, что преподаватели демонстрируют достаточный уровень готовности к работе в цифровой среде. Как оказалось, среди преподавателей, несмотря на наличие у большинства базовой цифровой грамотности, также существует определенный дефицит цифровых навыков в отдельных областях. Цифровая грамотность преподавателей состоит преимущественно в умении выполнять базовые действия в различных областях, а более продвинутые операции пока все же доступны более ограниченному кругу лиц. Подавляющее большинство может выполнять операции с контентом в офисных приложениях, однако владение языками программирования доступно меньшинству. Многие владеют базовыми коммуникационными навыками через практику общения с помощью социальных сетей, однако хуже ситуация с освоением специальных программных приложений для обмена информации и совместной работы, сервисов для организации онлайн-мероприятий, предоставляющими гораздо более разнообразные возможности для организации учебного процесса.

Руководство вузов признает необходимость совершенствования навыков работы с компьютерными программами (включая специализированное ПО) у значительного круга преподавателей, только в половине вузов преподаватели были оценены на «хорошо». Более того, среди наиболее приоритетных, по оценкам самих преподавателей, направлений, по которым им необходимо пройти обучение, оказалось обучение профессиональным компьютерным программам (такую потребность высказали 40% опрошенных). Между преподавателями различных профилей существуют значимые разрывы: наиболее углубленные навыки у преподавателей в области математических, технических и естественных наук. На другом полюсе оказываются преподаватели в области гуманитарных наук, наук об обществе, медицинских наук, среди которых максимальная по численности группа не владеет специализированным ПО. В этих областях для успешной модернизации образовательных программ необходимо первоначально преодолеть дефициты, организовав мероприятия профессионального развития по ознакомлению преподавателей с возможностями специализированного ПО.