Цифровые платформы открывают путь к экономике трансформаций
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ запускает новую серию трендлеттеров, в которой будет знакомить с глобальными трендами развития технологического и человеческого потенциала и анализировать их эффекты для экономики и различных сфер жизни общества. Первый выпуск посвящен распространению новых бизнес-моделей, движущей силой которых выступают цифровые платформы.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ более десяти лет ведет мониторинг развития сферы науки, технологий и инноваций в России и за рубежом. Новая серия трендлеттеров продолжает практику публикации с 2014 г. обзоров глобальных технологических трендов и запускается в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего НИУ ВШЭ, которая с 2022 г. входит в Глобальную сеть UNESCO Futures Literacy Chairs. Данное исследование опирается на результаты Системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, опрос Дельфи (с участием более 400 ведущих иностранных и российских ученых), экспертные сессии и интервью.
Главные выводы:
🔹 Цифровизация сближает спрос и предложение. Каждая вторая среди самых дорогих компаний мира (например, Apple, Microsoft, Google, Amazon) опирается на платформенную бизнес-модель, ее также используют около 70% из двух сотен компаний-единорогов. Стремясь максимально быстро удовлетворить потребности клиентов, цифровые платформы развиваются как площадки для поиска потребителей, заказчиков, работодателей, работников. Яркими примерами проявления этого тренда стало распространение крауд-моделей и шеринговой экономики.
🔹 Товар превращается в услугу. Экономика владения активами переходит в экономику, ориентированную на результат, когда потребитель получает не просто нужный продукт, а решение проблемы (product-as-a-service). Сервитизация экономики изменила структуру мирового производства и рынок труда. Так, в 2021 г. в Великобритании в секторе услуг занято 80% работающего населения, в Бразилии — 63%.
🔹 Для потребителя растет символическое значение товаров и услуг по сравнению с их объективными характеристиками. В ведущих странах мира все заметнее распространяется экономика впечатлений, а в более отдаленной перспективе можно ожидать перехода к экономике трансформаций, в рамках которой опыт приобретения продукта предполагает не просто получение новых эмоций, а изменение человека — обогащение знаниями и навыками, самосовершенствование.