Инновационные возможности бизнеса в условиях дестабилизации импорта
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые представляет оценки инновационных возможностей крупного и среднего бизнеса в отраслях с высокой долей импорта товаров и технологий по итогам 2021 г.
Санкционное давление, спровоцировавшее уход с рынка ряда иностранных производителей и поставщиков, ожидаемо стимулирует спрос на инновационную продукцию. На отечественные компании ложится непростая задача — в сжатые сроки масштабировать производство, расширить номенклатурный ряд и нарастить мощности в целях обеспечения технологического суверенитета страны.
Внешнеторговый оборот товаров и технологий России характеризовался высокой долей импорта. В 2021 г. объемы оборота составили 785 млрд долл. по товарам и 9,7 млрд долл. по технологиям, в составе которых доли импортных трансакций достигали 37,4% (293,4 млрд долл.) и 51,5% (5 млрд долл.) соответственно.
Обрабатывающие производства, ориентированные в основном на выпуск конечной продукции в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости, демонстрируют наибольший уровень зависимости от импортных поставок — удельный вес зарубежных товаров и технологий, применяемых в процессе производства, в общем объеме импортных потоков превышает 89,5 и 51% соответственно.
В топ-12 позиций вошли товарные группы и виды экономической деятельности с более высокой долей приобретаемых на внешних рынках товаров или технологий (рис. 1).
Импорт товаров по товарным группам: в соответствии со Стандартной международной торговой классификацией ООН (Standard International Trade Classification 4, SITC 4), товарные группы которой сопоставимы с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2).
Импорт технологий по видам экономической деятельности: в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2). В группу «Производство пищевых продуктов и напитков» включены два вида экономической деятельности: производство пищевых продуктов (код 10 ОКВЭД2) и производство напитков (код 11).
Наиболее зависимыми от иностранных поставщиков являются шесть отраслей, для которых характерны высокие значения импорта как товаров, так и технологий: производство химических веществ и продуктов, автотранспортных средств, компьютеров, электронных и оптических изделий, машин и оборудования (не включенных в другие группировки), пищевых продуктов и напитков, а также металлургия. Эти отрасли отличаются высокими темпами инновационного развития: уровень инновационной активности организаций на протяжении последних четырех лет превосходит средний показатель по стране (11,9%) и составляет в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий 49,6%, машин и оборудования — 42,4%, автотранспортных средств — 37,5%. Последние сопоставимы с зарубежными лидерами (68,8% в Германии, 64,7% в США, 54,8% во Франции, 39,8% в Китае).
Положительной тенденцией в отраслях является повышение затрат на исследования и разработки (ИР): за период
Растет востребованность отечественных разработок: доля инновационной продукции, созданной с использованием результатов интеллектуальной деятельности (РИД), права на которые принадлежат российским правообладателям, увеличилась за
Ключевым драйвером роста инновационной активности является наличие и целенаправленное развитие у предприятий собственной исследовательской базы, обеспечивающей восприимчивость производства к нововведениям. Значительным преимуществом в этом отношении обладают производители компьютеров, электронных и оптических изделий, где 43% организаций имеют специализированные
Наличие устойчивых научных коллективов и квалифицированных специалистов определяет периодичность проведения ИР: в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий на постоянной основе их проводят 23,8% организаций, еще 29,3% — периодически, в рамках конкретных проектов; в производстве машин и оборудования — соответственно 12,4 и 29% организаций; автотранспортных средств — 9,9 и 21% (по России в целом — 4,6 и 6,5%).
Важнейшим фактором
Однако интенсивность этих связей недостаточна и не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами (США — 73,2%, Китай — 65,1%, Франция — 30,5%, Германия — 22,3%). В производстве компьютеров, электронных и оптических изделий такие проекты имели 14,6% организаций, автотранспортных средств — 8,7%, металлургии — 7,6%, в производстве химических веществ и продуктов — 6,4%, машин и оборудования — 5,4% (в среднем по России — 2,3%). Сотрудничество, как правило, проходит в рамках конкретного исследовательского проекта, устойчивые партнерские связи распространены слабо.
Резюме:
Таким образом, с точки зрения инновационных возможностей можно с уверенностью говорить о сравнительно высоком инновационном потенциале таких отраслей, как производство компьютеров, электроники и оптических изделий, машин и оборудования.
В организациях, связанных с производством химических веществ и продуктов, а также в металлургии необходимо активнее развивать собственную исследовательскую базу, недостаточность которой частично компенсируется относительно высоким уровнем кооперационных связей в сфере ИР.
Автомобилестроение отличается значительным уровнем инновационной активности во многом за счет потребительского спроса. В организациях отрасли активно ведется исследовательская деятельность, однако доля продукции на основе отечественных РИД самая низкая.
В производстве пищевых продуктов и напитков в отдельные годы наблюдалось увеличение доли затрат на ИР, остальные рассматриваемые параметры отражают низкий уровень готовности к реализации инноваций.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; ФТС; База данных ОЭСР OECD.Stat; результаты проекта «Комплексное
Материал подготовили Ирина Кузнецова, Галина Сагиева, Светлана Фридлянова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии и инновации»:
«Китайский учет технологических компаний»
См. также: