• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Вузовская наука: барьеры и перспективы

Вузовская наука: барьеры и перспективы

freepik.com

Особенности управления научным потенциалом в российских вузах проанализировали сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных опроса руководителей подразделений вузов, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) НИУ ВШЭ в 2020/2021 учебном году. На вопросы о состоянии и перспективах вузовской науки отвечали деканы факультетов, заведующие кафедрами, главы институтов, центров, лабораторий.

МЭО — крупномасштабный проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 года, — представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, охватывающую все уровни образования. В проекте принимают участие эксперты нескольких подразделений ВШЭ. Координирует его реализацию Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Главные выводы:

Чем крупнее вуз, тем больше он ориентирован на науку. Из более чем 1,5 тыс. подразделений вузов, руководители которых приняли участие в обследовании, 1408 (92,3%) ведут научно-исследовательскую деятельность. В вузах с численностью занятых свыше 3,5 тыс. чел. доля таких подразделений выше (94,5%), а в тех, где работают менее 300 чел., — величина показателя ниже среднего (86,4%).

Каждое второе вузовское подразделение, занятое наукой, совмещает такую деятельность с образовательной, около трети — выполняют исследования эпизодически и ориентированы в первую очередь на обучение студентов и аспирантов, и лишь для 18,3% научная деятельность является основной.

Подразделения — участники опроса выполняют научно-исследовательские работы всех типов. Свыше 75% имеют опыт реализации прикладных исследований, почти половина (48%) — фундаментальных. Около 40% подразделений, занятых наукой, ведут экспертно-аналитическую работу, порядка 30% имеют опыт выполнения экспериментальных разработок.

Научные исследования в вузах чаще всего финансируются из средств, полученных в форме грантов государственных фондов. Успешность привлечения финансирования из других источников зависит от интенсивности научной работы. Многие подразделения, для которых такая деятельность является основной, выполняют научные проекты по заказам российских компаний, в то время как подразделения, ориентированные в первую очередь на обучение студентов и аспирантов, больше полагаются на грантовые конкурсы и программы поддержки исследований, реализуемые их университетами.

Средний доход от выполнения вузовскими подразделениями научно-исследовательских работ для сторонних организаций (без учета исследовательских грантов) в 2019–2020 гг. составлял 8,5 млн руб. в год. Лишь 4,2% из них зарабатывали свыше 50 млн руб.

Цифровизация оказывает заметное влияние на все аспекты развития вузовской науки в России — от определения повестки до практик проведения научных исследований. Подавляющее большинство респондентов отметили расширение возможностей сбора и анализа данных (87,2%), рост эффективности коммуникаций в научной среде (80,2%). Оценка эффектов от внедрения цифровых технологий связана с интенсивностью научной деятельности в подразделении и расположением вуза. Руководители подразделений, для которых научная деятельность является основной, чаще признают положительное влияние цифровизации на качество выполняемых ими исследований.

Полная печатная версия материала