• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Платформы для связи людей и дел их, смыслов и вещей

Платформы для связи людей и дел их, смыслов и вещей

Высшая школа экономики

Цифровые платформы и экосистемы буквально за пару десятилетий стали мощным инструментом преобразования многих процессов в экономике и самого уклада жизни общества, но для исследователей все еще являются новым предметом. Первые попытки комплексного изучения данного института — под углом анализа масштабов, трендов развития, лучших практик и мер поддержки — предприняли исследователи НИУ ВШЭ в рамках проекта с ПАО «Ростелеком». Его результаты были представлены на пленарной сессии «Платформенная экономика в России: потенциал развития», организованной в рамках распределенной программы XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Драйверы конкуренции в цифровой экономике

На российском рынке развиваются десятки цифровых платформ и  экосистем, с помощью которых люди ищут информацию и работу  (как на сайтах «Яндекс», HeadHunter и пр.),  обмениваются смыслами и финансами (VK, Сбер, ВТБ, «Тинькофф» и др.), продают и покупают вещи и услуги (Wildberries, Avito, Ozon, др.).

«Цифровые платформы и экосистемы прочно вошли в повседневную жизнь, обеспечивая широкий спектр сервисов (B2B, B2C, C2C и т. д.). Они стали в полной мере драйвером развития экономики, в частности драйвером конкуренции — за поставщиков, потребителей и провайдеров технологических решений, стимулируя таким образом инновационную активность, — сказал модератор сессии — первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. — В текущих условиях они способствуют адаптации российской экономики к турбулентности, формируют новую ее структуру, более адаптивную к разного рода шокам». Выросшие до крупных бизнесов с многомиллиардными оборотами цифровые платформы открывают новые возможности и для граждан. «По нашим расчетам, по итогам 2022 г. в платформенной экономике заняты порядка 3,5 млн человек», — сказал Леонид Гохберг. То есть примерно каждый 20-й работающий в стране использует цифровые платформы для поиска клиентов и выполнения заказов.

В историю исследования кратко ввел со-модератор пленарной сессии — вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком» Борис Глазков: «Тему платформенной экономики мы вместе с ВШЭ начали пристально изучать примерно год назад. У “Ростелекома” к данному направлению есть совершенно прикладной интерес: цифровые платформы и экосистемы генерируют в российском сегменте Интернета большую часть трафика, и нам важно иметь адекватные прогнозы его роста и понимать пути выстраивания отношений с игроками в данном быстро растущем сегменте рынка». Последние доступные данные официальной статистики свидетельствуют о том, что хотя бы раз в день к сети подключаются 88% россиян в возрасте от 15 до 74 лет, а в среднем пользователь в интернете проводит около семи часов в день.

Конкуренция в мировой экономике все заметней переходит на уровень цифровых платформ и экосистем, подчеркнул его коллега Алексей Митькин, директор по стратегическим программам и инновационному развитию ПАО «Ростелеком», представивший результаты исследования в части оценки масштабов платформенной экономики. «За 20 лет принципиально изменился рейтинг крупнейших по капитализации компаний. Если раньше лидерами в нем были глобальные компании нефтегазовой промышленности и машиностроения, то сегодня — это цифровые платформы и экосистемы», — сказал Алексей Митькин. Цифровые платформы предоставляют рынки сбыта малым предприятиям (а таковых на российских маркетплейсах порядка 70% продавцов). Платформенные сервисы удовлетворяют комплексные потребности заказчиков, предлагая новый улучшенный клиентский опыт («по сути, предлагают не товары, а решения проблем»). В перспективе это серьезно трансформирует поведение пользователей: они и к другим сервисам, в частности государственным, начинают предъявлять схожие требования к простоте и скорости получения.

Павел Рудник, заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики

Позитивный околоцифровой консенсус

О практиках использования платформенных решений населением и бизнесом рассказал заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Павел Рудник. Он представил данные опросов, проведенных в конце 2022 года, которые показывают, что «общество в целом доверяет цифровым экосистемам и платформам. Среди пользователей, которые отказываются от отдельных цифровых сервисов, лишь 2-5% респондентов такое решение объясняют низким уровнем доверия».

Исследование выявило различия между практиками использования платформ и экосистем. Цифровые платформы довольно широко распространены в российском обществе, с их помощью граждане решают буквально все насущные вопросы, отметил Павел Рудник: «порядка 70% опрошенных нами индивидуальных пользователей (таковых было более трех тысяч) посредством них осуществляют заказ товаров, продвижение услуг, поиск работы и недвижимости; а 28% используют банковские приложения, загружают контент, ведут личную и профессиональную переписку». В отличие от цифровых платформ, экосистемы на российской почве пока не получили столь широкого распространения. Среди активных интернет-пользователей лишь чуть более трети имеют хотя бы одну экосистемную подписку. Наиболее популярны сервисы ведущих национальных экосистем. Довольно сильные позиции занимают и сервисы Google, хотя в целом положение зарубежных IT-гигантов за последний год на российском рынке платформенных решений заметно пошатнулось.

Корпоративный сектор демонстрирует «высокий уровень единодушия в восприятии преимуществ платформенных бизнес-моделей. Три четверти обследованных компаний (всего в опросе приняли участие порядка 350 организаций из самых разных отраслей) выделили такие позитивные эффекты их использования, как повышение эффективности продаж, коммуникаций с поставщиками и потребителями, управления персоналом. Это говорит о том, что уже во многих отраслях, по сути, уже состоялась цифровая трансформация цепочек создания стоимости», — подчеркнул Павел Рудник. Причем бизнес не просто использует внешние сервисы, но все более заметно внедряет собственные платформы: по этому пути пошли более половины опрошенных компаний, которые активно тратят на цифровые инструменты и сервисы.

«Высокое доверие к сравнительно новому социально-экономическому институту является свидетельством того, что в российском обществе сформировался позитивный консенсус в отношении будущего этого института. Мы видим, что стороны платформенной экономики сами, без систематического вмешательства и арбитража государства, довольно эффективно справляются с болезнями роста и рублем выбирают именно этот путь развития. С моей точки зрения, это и есть один из главных выводов нашего совместного исследования», — резюмировал Павел Рудник.

Анна Сутырина, директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики

Регулировать саморегулирование

Тренды госполитики в развитии цифровых платформ подробно прокомментировала директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Сутырина.

По ее словам, заметен четкий тренд: государство не вмешивается в деятельность небольших платформ, действующих на небольших рынках и на начальных стадиях, саморегулирование позволяет платформам расти. С достижением определенного масштаба, когда платформы в определенных случаях могут «посягать» на функции регулятора, в частности в работе с данными, либо участие в платформах начинает затрагивать очень большие слои населения (так, например, в Китае), они подпадают под «прожектор внимания» государства, оно начинает их подталкивать к определенным формам саморегулирования или выстраивать нормативно-правовые рамки для их работы.

Результаты исследования фиксируют отсутствие запроса со стороны потенциально заинтересованных сторон в российском обществе и в бизнес-среде на решение каких-либо значимых проблем, возникающих в рамках деятельности цифровых платформ и экосистем, посредством госрегулирования. Объединения цифровых платформ и экосистем вырабатывают регуляторные решения с участием профильных органов власти, а контролируют их реализацию преимущественно через правила использования цифровых платформ и экосистем (правила сообществ). «Выходит, и без регулирования пока всё получается?» — обратился Борис Глазков к участникам пленарной сессии.

В условиях, когда практически во всех аспектах работы цифровых платформ и экосистем в России очень высокая конкуренция, саморегулирование является оптимальной моделью. «Еще не протоптаны те тропинки, которые имело бы смысл асфальтировать», — считает Александр Поповский, руководитель блока стратегических инициатив ООО «Яндекс». Участники национального рынка платформенных решений, принимая различные хартии и кодексы, не только декларируют принципы саморегулирования, но действительно им следуют, уверен Александр. Для контроля отдельных аспектов функционирования цифровых платформ и экосистем действующего законодательства вполне достаточно.

Субъекты контакта

По мере роста цифровых платформ, когда они обретают «другой статус игрока», условия усложняются, полагает управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Так, через маркетплейсы ежедневно проходит миллионное число транзакций, и для контроля должного уровня качества или скорости обращения с такими потоками клиентов «государство призвано выступать арбитром в отношениях между компаниями и потребителями услуг». Органы власти ревностно относятся к самому факту, что «субъектом прямого контакта с обществом» может быть кто-то кроме них, и стремятся управлять этим субъектом, «определять правила его поведения или запрос на то, какие услуги субъект цифровой экономики может оказывать обществу, контрагентам, партнерам и самому государству». По мнению Сергея Попкова, заместителя директора по развитию отношений с госорганами ООО «Вайлдберриз» (Wildberries), «чтобы рынок рос и был цивилизованным», цифровым платформам нужно совместно работать с правительством и законодателями.

Вице-президент по стратегическим проектам VK Рустам Хайбуллов за развитием цифровых платформ видит «огромный потенциал роста новых прямых коммуникаций государства и граждан». По его словам, в последние годы «государство само стремится идти туда, где люди, старается быть клиентоцентричным. У нас есть несколько совместных проектов, достаточно успешных, когда государство хочет быть представленным в социальной сети с точки зрения информационного присутствия и в том формате, который понятен аудитории».

Платформизация как растущий тренд

«Драматический рост платформенных сервисов» был бы невозможен без облачных решений, полагает генеральный директор ООО «Облачные технологии» Евгений Колбин. Одним из заметных трендов последних лет стал переход флагманских бизнесов в облака. Сейчас драйвером их развития выступают и технологии искусственного интеллекта. Однако в России немного компаний и специалистов в этой области, что будет усиливать конкуренцию.

Основу любой из компаний — цифровых платформ составляет человеческий капитал, отметил Дмитрий Никитин, директор департамента развития отрасли информационных технологий Минцифры России. В плане кадрового наполнения «последний год был достаточно стрессовым как для всего ИТ-сектора, так и крупнейших цифровых платформ. Мы постарались максимально поддержать и создать условия, чтобы профильные специалисты развивались и реализовывались в рамках российских компаний», в частности ввели масштабные программы дополнительного образования для переобучения специалистов из смежных областей. Все эти меры привели к тому, что 2022 год в целом прошел с положительной динамикой, если оценивать среднесписочную численность сотрудников ИТ-компаний.

Позицию Минцифры России также представил директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Алексей Чукарин. Он напомнил, что государство, во-первых, и само поддерживает масштабные цифровые платформы: «на госуслугах, например, зарегистрированы более 100 миллионов пользователей, порядка пяти миллионов транзакций в день происходит»; во-вторых, власти активно играют на поле цифровых платформ и экосистем, поддерживая их через те или иные формы субсидирования или совместного владения частными компаниями, как в Китае или Турции; в-третьих, поддерживают встраивание коммерческих платформенных сервисов в государственные и, наоборот, государственных — в коммерческие, в результате чего обе стороны получают максимальный синергетический эффект.

Советник руководителя департамента информационных технологий города Москвы Дмитрий Онтоев считает важным растущим трендом использование цифровых платформ и экосистем в госуправлении и бизнесе: «Происходит фактически платформизация любой сферы жизни человека. Я не удивлюсь, если через несколько лет практически каждая крупная компания, которая ведет деятельность в строительстве, производстве сельскохозяйственных продуктов либо в другой отрасли, будет так или иначе оперировать своей цифровой платформой. Поэтому вырабатываемые сейчас подходы к регулированию будут через несколько лет применимы практически для всей экономики, особенно для ее инновационной части».

Резюмируя темы дискуссии, директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Владимир Волошин отметил, что наряду с позициями представителей отрасли и регуляторов важно услышать еще одну — пользователей, поставщиков и покупателей: «Без учета их голоса и консолидации тех вопросов, которые находятся в их повестке, невозможно прийти к гармонизированному сбалансированному регулированию».

Вопросы, задавшие канву пленарной сессии «Платформенная экономика в России: потенциал развития», подробно рассматриваются в одноименном аналитическом докладе, который представляет результаты исследования НИУ ВШЭ и ПАО «Ростелеком». Оно было проведено в конце 2022 г.  в рамках Рабочей группы «Цифровые  экосистемы» Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам регулирования деятельности цифровых платформ и экосистем.

 

ЧИТАТЬ ДОКЛАД (PDF, 5,11 Мб)

Цитирование: Платформенная экономика в России: потенциал развития: аналитический доклад / Г. И. Абдрахманова,  Л. М. Гохберг,  А. В. Демьянова и др.; под ред. Л. М.  Гохберга, Б. М. Глазкова, П. Б. Рудника, Г. И. Абдрахмановой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». —  М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023.

Редакционная коллегия: Л. М. Гохберг, Б. М. Глазков, П. Б. Рудник, Г. И. Абдрахманова

Авторский коллектив: Г. И. Абдрахманова,  Л. М. Гохберг,  А. В. Демьянова,  Л. С. Кузина,  А. Н. Митькин,  Е. М. Наумцева,  В. А. Нефедова,  В. А. Орлова,  П. Б. Рудник,  Е. А. Стрельцова,   А. С. Сутырина,  С. В. Сычев

В подготовке отдельных материалов принимали участие:  С. А. Васильковский,  К. О. Вишневский,  Д. Е. Грибкова,  Т. С. Зинина,  Г. Г. Ковалева,  Ю. В. Мильшина,   В. В. Полякова,  Е. В. Попов,  М. С. Фролов,  И. Б. Юдин

Подробная библиографическая справка

Доклад посвящен итогам комплексного исследования развития национальных цифровых платформ и экосистем в России, выполненного впервые в отечественной практике  Институтом  статистических  исследований  и  экономики  знаний  (ИСИЭЗ)  и  Институтом проблем правового регулирования (ИППР) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) по заказу ПАО «Ростелеком».

В публикации представлены оценки значимости цифровых платформ и экосистем для экономики страны, уровня их востребованности гражданами и бизнесом, рассматриваются сложившиеся практики и предложения по совершенствованию регулирования их деятельности.

Доклад базируется на результатах специализированных обследований — организаций и граждан, интервью с представителями ключевых российских цифровых платформ и экосистем,  материалах  Рабочей  группы  «Цифровые  экосистемы»  Экспертного  совета  при Правительстве Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности цифровых платформ и экосистем и других открытых источниках.

Видеозапись пленарной сессии