• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Для экономики нет административных кордонов

Для экономики нет административных кордонов

Фото: iStock

К такому выводу пришли сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, Кирилл Тюрчев и Сабясачи Трипатхи, изучив отраслевые портфели субъектов РФ, их диверсифицированность и связанность между собой, а также то, как данные параметры влияют на возникновение новых отраслей специализации в регионах страны. Об их исследовании рассказывает HSE Daily.

Результаты исследования представлены в статье Does Complementarity Matter for the Emergence of New Specialization Industries in the Regions of Russia?, опубликованной в журнале Regional Science Policy and Practice (выпускает Международная ассоциация региональной науки (RSAI)). Работа продолжает изучение отраслевых портфелей регионов России и их специализаций, начатое в рамках подготовки Атласа экономической специализации регионов России (НИУ ВШЭ, 2021).

Главные выводы:

У каждого региона есть набор отраслей, в которых он сильнее других. Если число отраслей в этом наборе (отраслевом портфеле) более-менее значительное, экономика региона развивается по модели диверсификации, в ином случае — по модели специализации. Отраслевые портфели регионов могут регулярно обновляться, а также быть связанными, или комплементарными (когда отрасли из одного набора дополняют друг друга), либо нет.

Исследователи ИСИЭЗ проанализировали все новые отрасли специализации, которые возникли в субъектах РФ с 2005 по 2015 год, и изучили влияние на их появление двух факторов — диверсифицированности и комплементарности отраслевых портфелей регионов. Также авторы рассмотрели ряд контрольных факторов, потенциально влияющих на возникновение новых отраслей специализации.

Всего за рассматриваемый период в регионах страны было выявлено 76 случаев образования новых специализаций в 37 отраслях. Чаще всего ими становились животноводство (6 раз), производство электрооборудования и осветительных приборов (5 раз) и производство медоборудования (также 5 раз).

Больше всего случаев появления новых отраслей специализации (60%) за анализируемый период зафиксировано в двух федеральных округах — ЦФО (27) и ПФО (18). Рекордсменом по их числу стала Владимирская область (6). Более чем в половине регионов (в фокусе исследования было 80 регионов) образовалась хотя бы одна отрасль специализации. В 34 субъектах РФ — ни одной.

В Сибири и ДВФО новые отрасли специализации — сплошь ресурсные, что говорит о том, что эксплуатация природы в этих регионах продолжается активными темпами.

Расчеты показали приоритетную значимость факторов диверсифицированности и комплементарности отраслевых портфелей субъектов РФ. Причем их связанность с соседними регионами оказалась даже важнее, чем связанность внутри регионального отраслевого портфеля.

Заметную роль также играет стимулирование инновационной и, в частности, изобретательской активности, тогда как организующие инструменты планирования или меры вроде специальных налоговых режимов не подтвердили своей значимости для развития в регионах новых специализаций.

Комментирует

Куценко Евгений Сергеевич

Евгений Куценко

директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ

«Мы уже показывали в предыдущих исследованиях, что приоритеты региональных стратегий редко попадают в новые отрасли специализации на перспективе десяти лет. Часто стратегии фокусируются исключительно на анализе самого региона, как будто он летает в безвоздушном пространстве, где есть только он и федеральный центр со своими программами, в которые нужно попасть.

Но внешние инвестиции не приходят в пустое поле, где власти лишь “что-то планируют”. Бизнес, открывая производство, не ограничивает свой взгляд административными границами региона. Ему надо понимать, какие поставщики и покупатели есть в соседних регионах. Важна целостная картина.

Получается, что стратегические рамки региональных чиновников и бизнеса существенно расходятся. Системным преодолением этого разрыва является формирование национальных правил по определению региональных отраслей специализации и установлению региональных приоритетов, понятных и прозрачных для бизнеса и населения. И, как показывает опыт Европейского союза, обязательно увязанных с мерами поддержки. “Утолщения” региональных стратегий или создания еще одного госсайта не просто недостаточно — ставка сугубо на эти меры, пожалуй, даже вредна из-за неминуемых затрат времени и денег».

Источник: HSE Daily (публикация от 14.06.2023)