• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Нечастное дело: готов ли бизнес осваивать космос

Нечастное дело: готов ли бизнес осваивать космос

SpaceX / Flickr

Об эффективности инвестиций в космические технологии и преимуществах, которые получат инвесторы-первопроходцы, активно пишут мировые и российские СМИ. Сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Вадим Шохин счел это подходящим моментом, чтобы проанализировать экономические показатели, достигнутые пионерами коммерциализации космоса. И пришел к выводу, что отдельные инициативы американских миллиардеров-энтузиастов вроде Илона Маска пока не проложили путь к массовым проектам по освоению космоса на частные деньги.

Справка: эмпирической базой исследования послужили данные о серии запусков ракет семейства Falcon, проведенных компанией SpaceX в 2022 году. Целью анализа было изучение их экономической результативности и новизны как бизнеса.
Более половины запусков (34 из 61) были произведены в рамках проекта Starlink (внутренний проект SpaceX), 12 — в интересах государственных агентств, военных ведомств США и других стран, 9 — по заказу главным образом телекоммуникационных компаний, которые формируют свои спутниковые группировки с 60–90-х годов ХХ века. По одному запуску выполнено в рамках уже традиционного проекта раздачи интернета со спутников компании OneWeb, для очередной отправки космических туристов, с целью доставки к Луне модуля HAKUTO-R M1 (создан японской компанией Ispace Inc.) с демонстрационным грузом, включая луноход «Рашид» (ОАЭ). Также три запуска произведены в рамках миссии Smallsat Rideshare Program Mission, на околоземную орбиту при этом были выведены 105, 40 и 59 малых спутников, из которых большинство используются для демонстрации возможностей и изучения Земли из космоса.

Все проанализированные примеры вряд ли можно отнести к разряду «переломных моментов в освоении космического пространства». Также сложно пока представить себе желающих повторить или масштабировать опыт SpaceX, в том числе в части проекта Starlink, высказывает сомнения автор исследования. «Оснований называть проект Starlink коммерческим, а точнее, коммерчески перспективным (не говоря — успешным) недостаточно, — говорит Вадим Шохин. — Дело не только в том, что Starlink — внутренний проект компании SpaceX, его финансовые показатели не публикуются. И даже не в регулярном откладывании выделения Starlink в отдельную компанию для проведения IPO. А в несоответствии планов компании SpaceX ее возможностям».

В своей статье он приводит оценки обоснованности заявлений основателя SpaceX о целевых показателях компании (например, о том, что в 2025 году ее выручка составит 30 млрд долларов). И делает вывод, что потенциал уже развернутой, а также анонсированной спутниковой группировки проекта Starlink недостаточен для того, чтобы SpaceХ могла приблизиться даже к половине заявленной суммы.

При этом в целом результаты анализа показали, что тезисы, которые наиболее часто используются в дискуссиях о перспективах и роли частного бизнеса в космосе (значительное удешевление доставки грузов на орбиту, снижение веса и повышение функциональности космических аппаратов), имеют рациональное зерно. Однако, по мнению автора, чтобы разрабатывать стратегии и прогнозы массовой коммерциализации космоса на уровне государств или корпораций, необходим всесторонний анализ спроса и основных клиентов космической индустрии, а также сравнение широкого набора параметров космических и земных бизнесов, включая их финансовые индикаторы. При выделении типовых групп космических сервисов важно сравнивать их доступность с конкурирующими услугами на Земле.

В обозримой перспективе основными клиентами, обеспечивающими спрос на космические услуги, останутся государственные структуры, что связано со спецификой задач, которые ставились с начала эры освоения космоса, а также с отсутствием четко сформулированных целей у государств и бизнеса по коммерциализации данной сферы.

В частном сегменте можно ожидать увеличения спроса на космические услуги в основном со стороны отдельных представителей крупного бизнеса, полагает автор, не разделяя преждевременного оптимизма относительно массовой готовности компаний активно использовать космическое пространство в коммерческих целях, и видит непочатый край работы по приведению космической индустрии в подходящий для бизнеса вид.

Комментирует

Шохин Вадим Сергеевич

Вадим Шохин

заведующий отделом проектного управления ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

«Современные космические технологии сыроваты для их использования в целях развития бизнеса, тем более масштабного. Дорого, медленно, да еще и биотехнологий не хватает. И о наличии стратегических планов делать что-то в этом направлении никто не слышал. Ни у государств, ни у корпораций. Так что, похоже, развивать космические технологии для того, чтобы организовать в космосе масштабную бизнес-среду с большим числом интересантов, придется еще много десятилетий, если не столетий. Но это естественно: приз большой — целый космос, и инвестиции потребуются соответствующие».

Подробные результаты исследования изложены в статье «К вопросу о “новой эре” коммерциализации космоса», опубликованной в журнале «Экономика космоса» (№ 1(3), 2023). В ней также показаны существующие и перспективные направления спроса на услуги космической отрасли, приведены выводы по основным группам имеющихся и потенциальных клиентов, заинтересованных в таких услугах.

Материал впервые опубликован HSE Daily