Расходы населения на образование детей и молодежи
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационный бюллетень «Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных», подготовленный на основе данных официальной статистики и общероссийского опроса домохозяйств, проведенного в июне—июле 2022 г. в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) НИУ ВШЭ.
МЭО — крупномасштабный проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 года, — представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, охватывающую все уровни образования. В проекте принимают участие эксперты нескольких подразделений ВШЭ. Координирует его реализацию Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Главные выводы:
Более 2,1 трлн руб. (сумма, соизмеримая с примерно половиной бюджетных расходов на образование) составили в 2021/22 уч. г. валовые расходы семей на основное и дополнительное обучение детей (в возрасте от полутора лет) и молодежи (до 24 лет), включая траты на дополнительное образование, нужды образовательных организаций и сопутствующие расходы.
Наибольший объем валовых расходов семей на образование приходится на школьников (1,3 трлн руб.). Причем основная часть трат связана с инвестициями в дополнительное образование, из которых треть (248,8 млрд руб.) идет на оплату репетиторов и частных педагогов. Общий объем рынка репетиторских услуг оценивается в 261,3 млрд руб.
При переходе от общего к профессиональному образованию акцент в структуре расходов смещается в сторону инвестиций в основное образование, при этом объем расходов населения на высшее образование в 2,1 раза больше, чем на среднее профессиональное образование (СПО).
Расходы семей на образование детей и молодежи существенно дифференцированы в зависимости от материального положения, образовательного капитала родителей обучающихся, а также образовательных предпочтений и планов последних. Например, выбор в пользу углубленного изучения предметов в школе, планы получения высшего образования, поступления в магистратуру способствуют расширению текущих инвестиций в образование.
В случае гипотетического существенного (на 20%) снижения доходов, подавляющее большинство семей будет стараться сохранить уровень потребления, связанного с образованием. Наименее эластичны к снижению доходов сопутствующие обучению расходы, за исключением затрат на ИКТ. Также маловероятен отказ от платного обучения в сфере профессионального образования: 90% семей студентов СПО и 98% студентов вузов, обучающихся платно, постарались бы найти финансовые возможности для его продолжения.