В НИУ ВШЭ начала работу кафедра ЮНЕСКО по исследованиям будущего
К Глобальной сети кафедр исследований будущего ЮНЕСКО (UNESCO Futures Literacy Chairs) в 2022 году присоединилась кафедра Высшей школы экономики. Она создана на базе Международного научно-образовательного форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Об истории создания кафедры по исследованиям будущего, целях и задачах подразделения новостной службе портала рассказал ее заведующий Александр Соколов, директор Форсайт-центра, заместитель директора ИСИЭЗ, ординарный профессор НИУ ВШЭ.
— Какова предыстория создания кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего в НИУ ВШЭ?
— Кафедра основана в начале этого года на базе Международного научно-образовательного форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. К моменту ее создания у нас накопился многолетний весьма успешный опыт взаимодействия с разными исследовательскими коллективами, работающими под эгидой ЮНЕСКО. Сотрудники ИСИЭЗ на регулярной основе участвуют в рабочих группах и координационных комитетах этой организации (в частности, по форсайту, образованию), поддерживают обмен идеями в формате академических дискуссий, публикаций, совместных проектов.
Из наиболее знаковых коллабораций отмечу участие в подготовке Доклада ЮНЕСКО по науке, который выходит каждые пять лет и представляет собой панорамный срез текущего состояния сферы исследований и разработок в мире и разных его частях. Для трех изданий доклада, в том числе седьмого, вышедшего в 2021 году под девизом «Наперегонки со временем за более разумное развитие», главы о России готовили мои коллеги — первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг и научный руководитель Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ заслуженный профессор ВШЭ Татьяна Кузнецова.
Специалисты ЮНЕСКО выступают с докладами на наших ежегодных конференциях по форсайту и научно-технической и инновационной политике, а также специализированных мероприятиях ИСИЭЗ в рамках Апрельской (теперь — Ясинской) конференции. Аналогично наши сотрудники представляют результаты исследований в сфере долгосрочного прогнозирования и измерений науки на мероприятиях ЮНЕСКО. Например, в 2020 году организация впервые провела Саммит высокого уровня по вопросам повышения грамотности в отношении будущего (UNESCO High-Level Futures Literacy Summit). В нем приняли участие высокопоставленные лидеры государственного и частного секторов, исследователи, преподаватели, студенты, представители творческих и общественных кругов из разных стран мира. В рамках саммита наш Форсайт-центр организовал семинар для обсуждения результатов национального форсайт-исследования по определению приоритетов и стратегий научно-технологического развития ЮАР до 2030 года, проведенного НИУ ВШЭ по заказу Национального консультативного совета по инновациям ЮАР. Выполненная работа получила высокую оценку международных специалистов. К слову, впервые на этом саммите обсуждались конкретные шаги по созданию кафедры и намечались совместные проекты.
— Кому принадлежит идея создать такую кафедру ЮНЕСКО в НИУ ВШЭ? И как она была реализована?
— Основать в НИУ ВШЭ кафедру ЮНЕСКО по исследованиям будущего нам предложили коллеги из этой организации в 2019 году, можно сказать, в рабочем порядке. Дело в том, что у ЮНЕСКО есть давняя практика создания кафедр в ключевых областях образования, естественных и социальных наук, культуры и коммуникации. Они служат аналитическими центрами и связующими звеньями между научными кругами, гражданским обществом, политиками и способствуют обмену знаниями и международному межуниверситетскому сотрудничеству. За тридцать лет реализации программы (с 1992 года) в ней участвуют более 850 учреждений из 117 стран. В НИУ ВШЭ это будет уже вторая кафедра ЮНЕСКО (в 2020 году появилась кафедра по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам).
В последние годы ЮНЕСКО озаботилась усилением на разных уровнях такой компетенции, как грамотность в отношении будущего (futures literacy), то есть способности людей прогнозировать и противостоять сложным и пока не четко определенным проблемам, с которыми человечество столкнется в будущем, таким образом способствуя достижению целей устойчивого развития ООН.
ЮНЕСКО организует системную работу по изучению процессов развития человечества и повышению знаний о намечающихся тенденциях для лучшего понимания происходящего и своевременного реагирования на возникающие вызовы. Собственно, именно эти цели являются программными для Глобальной сети кафедр исследований будущего (UNESCO Futures Literacy Chairs), уже объединившей более 20 таких кафедр в разных регионах мира.
Создание новой кафедры у нас заняло чуть больше года, основные усилия ушли на подготовку заявки, организационные моменты, переговоры с постоянными и потенциальными партнерами. В частности, мы получили письма поддержки от более 20 ведущих мировых форсайт-центров, заинтересованных в установлении или расширении сотрудничества: из Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Китая, Колумбии, Южной Кореи, Перу, ЮАР, Японии и других стран. Когда заявка была финализирована, соответствующее проектное предложение получило одобрение Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Минобрнауки России. Непосредственно договор о создании на базе НИУ ВШЭ кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего был подписан генеральным директором ЮНЕСКО г-жой Одри Азуле и ректором НИУ ВШЭ Никитой Анисимовым в сентябре 2021 года.
— Какие векторы развития намечает для Вышки присоединение к этой инициативе? Какова будет роль структур ЮНЕСКО в работе кафедры?
— Присоединение к UNESCO Global Futures Literacy Network будет способствовать расширению географии сотрудничества НИУ ВШЭ. Под эгидой ЮНЕСКО к деятельности кафедры будут привлекаться международно признанные исследователи практически со всех континентов. Обмен знаниями и передовым опытом будет способствовать развитию в НИУ ВШЭ компетенций мирового уровня в области методов и процессов прогнозирования, применяемых при определении важнейших возникающих и изменяющихся трендов и событий, влияющих на развитие общества, экономики, науки и технологий, политические процессы, ценностные и культурные ориентиры на глобальном уровне.
Мы планируем развивать взаимодействие со странами, с которыми уже налажены крепкие кооперационные связи (к примеру, на проведенной нами в октябре 2021 года Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» с докладами выступили более 50 исследователей из 20 зарубежных стран, представители ЮНЕСКО, ВОИС и др.), и привлекать к деятельности кафедры новых партнеров.
Участие в работе этой сети внесет вклад в продвижение культуры и лучших практик исследований будущего, в том числе в рамках реализации стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ и Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
— Какие основные задачи стоят перед кафедрой? И в чем вы видите ценность метода форсайта в их достижении?
— Главные задачи — проведение научных исследований, развитие и распространение новых навыков и компетенций в области изучения будущего с целью поиска эффективных решений глобальных социально-экономических, экологических и других проблем. Форсайт возник в ответ на неспособность традиционных методов прогнозирования оценить эффекты и будущие риски таких ситуаций и продолжает развиваться как инструмент поиска решений чрезвычайно сложных и взаимосвязанных вопросов, таких как изменение климата, обеспечение энергетической, водной и продовольственной безопасности и др., требующих комплексных инновационных решений, основанных на достижениях науки и технологий.
Цель форсайта — определить возможные варианты будущего, найти целевой вариант как результат согласованного видения самых разных заинтересованных сторон и выстроить меры по достижению этого целевого варианта. То есть речь идет не об угадывании будущего, а о его построении совместными усилиями. Для того чтобы успешно применять методы форсайта, необходимо развивать и широко распространять соответствующие навыки и компетенции, что и станет основной миссией кафедры. Результаты наших исследований помогут создать условия для своевременного реагирования на потенциальные угрозы, разработать механизмы предотвращения либо смягчения негативных последствий больших вызовов и в полной мере использовать открывающиеся окна возможностей.
— Как планируете распространять результаты вашей работы?
— Главным информационным источником станет двуязычный сайт кафедры, на котором мы уже размещаем информационно-аналитические материалы по тематике исследований будущего, причем не только самой кафедры, но и партнерских организаций.
Одним из важных проектов кафедры станет формирование и актуализация базы трендов социально-экономического, научно-технологического, экологического и политического развития. В ближайшее время (пере)запустим регулярную рассылку трендлеттеров: каждый выпуск будем посвящать разбору одного тренда и оценкам связанных с ним больших вызовов, возможных сценариев и направлений развития отдельных стран, секторов экономики.
Конечно, будем опираться и на весь арсенал традиционных форматов экспертных и академических коммуникаций: планируем проводить с участием российских и зарубежных исследователей семинары, конференции, тренинги, мастер-классы, в том числе для самой широкой аудитории (политиков, предпринимателей, представителей гражданского общества, студентов и др.). Практически в ежедневном режиме о новых исследованиях можно узнавать через социальные медиа. Для этого рекомендую подписаться на наш телеграм-канал iFORA_knows_how.
— Будет ли задействована в деятельности кафедры система iFORA?
— Проекты кафедры предполагают выявление возникающих и изменяющихся трендов. Для их анализа нужно отсматривать массу разных источников, отслеживать ключевые события, влияющие на развитие общества, экономики, науки и технологий, политические процессы, ценностные и культурные ориентиры на национальном и глобальном уровнях. Тут без системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, которую мои коллеги по ИСИЭЗ разработали специально для этих задач, просто не обойтись. База источников iFORA уже содержит более 500 млн документов на русском, английском и китайском языках. Благодаря системе уровень форсайт-исследований Вышки существенно вырос, что подтверждается откликами по итогам десятков проектов, реализованных в интересах компаний, органов власти, научных центров и университетов.