Творчество как сектор экономики
Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Росстатом, Reksoft Consulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.
Исследование представляет обобщенные данные о вкладе креативного сектора в ВВП России, динамике его выручки, занятости населения и производительности труда в 16 креативных индустриях, а также обозначает ключевые тренды развития креативного сектора в России и его влияние на другие отрасли экономики.
Масштабная и амбициозная работа объединила в себе данные всех ведущих российских экспертиз, подчеркнула директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде. Она рассказала, что впервые о креативном секторе стали говорить как о секторе экономики: «С точки зрения расчета ключевых экономических индикаторов, когда мы говорим про рост ВВП, нам важно понимать, за счет чего мы растем, какие индустрии являются драйверами и как мы можем формулировать точки роста инвестиций в ту или иную индустрию. Безусловно, на эти вопросы необходимо было ответить в рамках исследования».
Вместе с тем впервые исследователям удалось привлечь к системной коммуникации такое число представителей креативных индустрий.
«Запуская исследование, мы стремились не только оценить весь масштаб креативного сектора в стране. Мы хотели посмотреть на механизмы влияния, а сделать это без привлечения экспертов из индустрии практически невозможно. Поэтому к нам присоединилось более тысячи участников. Это были и профильные ассоциации, институты развития, огромное количество представителей бизнеса как из Москвы, так и из регионов. Для нас было критически важно посмотреть на то, каким образом это будет развиваться через региональное взаимодействие, через потенциалы, которые мы можем посчитать, включая экспортные», — рассказала директор проектов по стратегии и исследованиям Центра развития креативной экономики АСИ Юлия Шульга.
Исследование показало, что креативный сектор стал значимой составляющей российской экономики, обеспечивая вклад в ВВП в размере 3,5% и в выручку — 3,7%. Это сопоставимо, например, с долей сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (3,7% в ВВП России). Для сравнения: вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет 3,1% (ЮНЕСКО, 2022 год). Темпы роста добавленной стоимости креативного сектора страны в 2023 году выше в 1,7 раза, чем в среднем по экономике.
Наибольшим экономическим масштабом отличаются такие индустрии, как «программное обеспечение», «реклама и пиар» и «мода». На них приходится 49% организаций, 66% индивидуальных предпринимателей и 60% выручки всего креативного сектора. Лидерами по производительности труда оказались «реклама и пиар» (9 млн рублей на человека), «кино, сериалы и анимация» (8,4) и «ювелирное дело» (7).
Всего в креативной экономике России заняты 4,6 млн человек (+0,3 млн человек к уровню 2022 года), или 6,2% от общей численности занятых в стране. Этот показатель учитывает не только занятых в организациях креативного сектора, но и представителей креативных профессий, работающих в других видах экономической деятельности (например, дизайнеров в банках). Креативные индустрии опережают экономику России в целом по доле занятой молодежи (32,5% против 28,8%) и работников с высшим образованием (56% против 35,4%).
Евгений Куценко
Директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко отметил, что приятным сюрпризом для исследователей стал рост инвестиционной активности креативных индустрий. За последние два года, которые были очень сложными для страны, стоимость основных средств в секторе выросла в два раза — с 700 млрд до 1 трлн 400 млрд рублей.
Кроме того, в 2023 году наблюдался значительный рост (в 2,5 раза) стоимости нематериальных активов креативного сектора, то есть интеллектуальной собственности. «У нас было относительно мало интеллектуальной собственности, но вдруг мы видим, что невероятный рост в последние годы наблюдается, причем рост именно на этапе создания», — отметил он.
Также он рассказал, что креативные индустрии оказывают мультипликативный эффект на экономику. Согласно расчетам, 1 рубль затрат внутри сектора приводит к росту выпуска в экономике на 2,85 рубля и 25 копеек дополнительных доходов в федеральный бюджет.
«Исследование показало, что креативные индустрии — быстрорастущие, очень разнородные и инвестиционно привлекательные», — резюмировал он.
Руководитель практики государственных и социальных инициатив Reksoft Consulting Николай Ланцев обратил внимание на точки роста сектора. Во-первых, не хватает подготовленных кадров, поэтому повышение качества профессиональной подготовки — это главное направление развития. Также важно, что на сегодня до 78% инфраструктуры сосредоточено в Москве, то есть одна из ключевых задач — создавать новую инфраструктуру в регионах. Очень важна и правовая среда, особенно защита интеллектуальной собственности и регулирование искусственного интеллекта. Кроме того, необходимо обратить больше внимания на импортозамещение оборудования и программного обеспечения.
«Мой любимый аспект — это укрепление взаимосвязей между креативными и традиционными отраслями экономики. Сегодня упоминали сельское хозяйство. Мы, конечно, хотим продавать, условно, меньше пшеницы и больше кондитерских изделий и так далее. И как раз использование креативной экономики для правильной упаковки, для правильного продвижения нашей B2C-продукции за рубежом — это то, чего мы очень хотим, чтобы это способствовало росту и экспорта, и развития традиционных секторов экономики внутри страны», — подытожил он.
В дальнейшем результаты исследования станут основой для обновления классификатора ОКВЭД и разработки дорожных карт развития креативных индустрий до 2030 года.