Женщины в науке
«Научный женский день» в календаре оказался не один. Например, такой датой организация ЮНЕСКО призывает считать 11 февраля, в 2015 году учредив Международный день женщин и девочек в науке. Уже лет восемь каждый второй вторник октября в мире отмечают День достижений женщин в науке, технологиях, инженерии и математике, или День Ады Лавлейс (ее портрет в шапке материала). Это сугубо низовая инициатива научных коммуникаторов, решивших таким образом повысить роль женщин, занятых в сфере исследований и разработок, и способствовать их еще большему вовлечению в эту область. В нашей стране о гендерном аспекте науки по традиции задумываются в канун 8 марта.
Как в России женщины входят в науку, остаются в ней и участвуют в ее развитии, проиллюстрируем на данных из исследований и публикаций ИСИЭЗ.
Интерес к исследованиям
Уровень осведомленности россиян о новейших достижениях науки, технологий и техники ИСИЭЗ измеряет с 2009 года в рамках Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ. Изучая отношение населения к сфере науки, наши исследователи рассматривают и гендерный аспект.
Данные, представленные на графиках ниже, публикуются впервые. Они были собраны в 2016 году в рамках лонгитюдного обследования домохозяйств РМЭЗ НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). Объем выборочной совокупности составил 10622 человека. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 14 лет и старше.
Согласно результатам опроса за 2016 г., женщины почти в два раза реже, чем мужчины, считают важным быть в курсе новейших достижений науки и техники (15 против 29% среди мужчин), комментирует Алёна Нефёдова. Вследствие этого самооценка уровня осведомленности о научно-технических достижениях заметно отличается: если среди мужчин 21% считают себя хорошо осведомленными о них, то среди женщин их всего 8%.
По данным опроса за 2014 г., девочкам оказывают немного меньшую поддержку при выборе научной профессии, чем мальчикам: так, 28% родителей были бы рады, если бы сын стал научным работником, а аналогичному выбору дочери обрадовались бы 24%.
Ранее по теме:
Интерес россиян к достижениям науки, технологий и техники: гендерный аспект
Социологи выяснили, что женщины интересуются наукой больше, чем кажется
Что россияне думают о научной карьере?
Выбор академической карьеры
Карьерные траектории ученых ИСИЭЗ изучает в рамках еще двух мониторинговых проектов — «Мониторинг научных кадров высшей квалификации» и «Мониторинг экономики образования».
Главные мотивы выбора научной карьеры у женщин примерно те же, что и у мужчин — исследовательский интерес и потребность в творческой работе. Однако женщины в науке, по сравнению с коллегами-мужчинами, более нуждаются в стабильности и защите, а зарабатывают при этом на четверть меньше. Подробнее о том, что побуждает женщин идти в науку.
Далее представлены данные о численности аспирантов и докторантов из статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы науки: 2018».
Также показано распределение аспирантов и докторантов по полу и возрасту.
Ранее по теме:
65% российских женщин в науке видят в своей работе социальный лифт
Гендерный дисбаланс в образовании сохраняется
Средняя зарплата женщин-исследователей в России на четверть ниже, чем у мужчин
Вклад в науку
Занятость в секторе науки и результативность научной деятельности в нашем институте изучают под разными углами сотрудники всех центров статистики и мониторинга (ЦСиМ) — ЦСиМ науки и инноваций, ЦСиМ образования, ЦСиМ информационного общества, Центра статистики труда и заработной платы, а также Центра научно-технической, инновационной и информационной политики.
По последним данным Росстата, в 2016 году в российской науке работали 370 379 исследователей, из них — 148 336 (40%) женщин — см. инфографику из статсборника НИУ ВШЭ «Индикаторы науки: 2018».
Распределение исследователей по областям науки в 2016 году (без совместителей и лиц, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера) показано ниже.
Комментарий к графику:
Естественные науки — это математика, физика, химия, биология и др.
Общественные науки — это экономика, социология, политология, психология и др.
Гуманитарные науки — это история, философия, филология, культурология и др.
Подробнее о «гендерной идентичности» наук — см. материал «Наука и гендер», который подготовили для портала N+1 Наталья Шматко и Галина Волкова по результатам проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: научные организации и научные кадры высшей квалификации».
Дополнительно почитать
Публикации ИСИЭЗ
Гендерный аспект в цифровой экономике
Статсборник «Индикаторы науки: 2018»
Доклад «Российская наука в цифрах»
Международные публикации, подготовленные с участием ИСИЭЗ
OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017
Публикации СМИ
Ъ: Экономика научных инвестиций
«Кот Шрёдингера»: Состояние науки. Как живут ученые на планете Земля: деньги, люди, публикации
ТАСС: Исследователи ВШЭ представили портрет современного российского ученого
ТАСС: Женщин-ученых меньше, чем мужчин. Дело в дискриминации? Различиях полов? Или в чем-то еще?
«Батенька, да вы трансформер»: Ольга и золотые пули
«Афиша Daily»: «Нам говорили, что девочки не могут задать умный вопрос»: женщины науки — о сексизме
Обсудить роль женщин в технологическом будущем
11 апреля в рамках секции «Наука и инновации», которую ИСИЭЗ организует на XIX Апрельской конференции НИУ ВШЭ, состоится круглый стол «Женщины в STEM: роль женщин в технологическом будущем».
Посмотреть предварительную программу дискуссии и других ассоциированных мероприятий ИСИЭЗ в рамках Апрельки.
Регистрация на эти мероприятия открыта до 6 апреля.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.