• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женщины в науке

Портрет Ады Лавлейс (Ada Lovelace). Автор: Шалон, Альфред Эдвард - Science & Society Picture Library, общественное достояние, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28131684

«Научный женский день» в календаре оказался не один. Например, такой датой организация ЮНЕСКО призывает считать 11 февраля, в 2015 году учредив Международный день женщин и девочек в науке. Уже лет восемь каждый второй вторник октября в мире отмечают День достижений женщин в науке, технологиях, инженерии и математике, или День Ады Лавлейс (ее портрет в шапке материала). Это сугубо низовая инициатива научных коммуникаторов, решивших таким образом повысить роль женщин, занятых в сфере исследований и разработок, и способствовать их еще большему вовлечению в эту область. В нашей стране о гендерном аспекте науки по традиции задумываются в канун 8 марта. 

Как в России женщины входят в науку, остаются в ней и участвуют в ее развитии, проиллюстрируем на данных из исследований и публикаций ИСИЭЗ.

Интерес к исследованиям

Уровень осведомленности россиян о новейших достижениях науки, технологий и техники ИСИЭЗ измеряет с 2009 года в рамках Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ. Изучая отношение населения к сфере науки, наши исследователи рассматривают и гендерный аспект.

Данные, представленные на графиках ниже, публикуются впервые. Они были собраны в 2016 году в рамках лонгитюдного обследования домохозяйств РМЭЗ НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). Объем выборочной совокупности составил 10622 человека. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 14 лет и старше.

Согласно результатам опроса за 2016 г., женщины почти в два раза реже, чем мужчины, считают важным быть в курсе новейших достижений науки и техники (15 против 29% среди мужчин), комментирует Алёна Нефёдова. Вследствие этого самооценка уровня осведомленности о научно-технических достижениях заметно отличается: если среди мужчин 21% считают себя хорошо осведомленными о них, то среди женщин их всего 8%.   

По данным опроса за 2014 г., девочкам оказывают немного меньшую поддержку при выборе научной профессии, чем мальчикам: так, 28% родителей были бы рады, если бы сын стал научным работником, а аналогичному выбору дочери обрадовались бы 24%.   

Выбор академической карьеры

Карьерные траектории ученых ИСИЭЗ изучает в рамках еще двух мониторинговых проектов — «Мониторинг научных кадров высшей квалификации» и «Мониторинг экономики образования».

Главные мотивы выбора научной карьеры у женщин примерно те же, что и у мужчин — исследовательский интерес и потребность в творческой работе. Однако женщины в науке, по сравнению с коллегами-мужчинами, более нуждаются в стабильности и защите, а зарабатывают при этом на четверть меньше. Подробнее о том, что побуждает женщин идти в науку.

Далее представлены данные о численности аспирантов и докторантов из статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы науки: 2018».

Также показано распределение аспирантов и докторантов по полу и возрасту. 

 

Вклад в науку

Занятость в секторе науки и результативность научной деятельности в нашем институте изучают под разными углами сотрудники всех центров статистики и мониторинга (ЦСиМ) — ЦСиМ науки и инноваций, ЦСиМ образования, ЦСиМ информационного общества, Центра статистики труда и заработной платы, а также Центра научно-технической, инновационной и информационной политики.

По последним данным Росстата, в 2016 году в российской науке работали 370 379 исследователей, из них — 148 336 (40%) женщин — см. инфографику из статсборника НИУ ВШЭ «Индикаторы науки: 2018».

Распределение исследователей по областям науки в 2016 году (без совместителей и лиц, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера) показано ниже.

 

Комментарий к графику:

Естественные науки — это математика, физика, химия, биология и др.
Общественные науки — это экономика, социология, политология, психология и др.
Гуманитарные науки — это история, философия, филология, культурология и др.

 

Подробнее о  «гендерной идентичности» наук — см. материал «Наука и гендер», который подготовили для портала N+1 Наталья Шматко и Галина Волкова по результатам проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: научные организации и научные кадры высшей квалификации».

 


 

Обсудить роль женщин в технологическом будущем

11 апреля в рамках секции «Наука и инновации», которую ИСИЭЗ организует на XIX Апрельской конференции НИУ ВШЭ, состоится круглый стол «Женщины в STEM: роль женщин в технологическом будущем».

Посмотреть предварительную программу дискуссии и других ассоциированных мероприятий ИСИЭЗ в рамках Апрельки.

  Регистрация на эти мероприятия открыта до 6 апреля.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!