• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Креативные индустрии в России на подъеме

Креативные индустрии в России на подъеме

Использован дизайн pikisuperstar / Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает структуру креативных индустрий и динамику их развития с 2019 г. на основе доступных данных статистики. Как показывают результаты анализа, креативный сектор заметно опережает по темпам роста экономику в целом и проявляет устойчивость к внешним шокам.

В последние годы креативный сектор в России получил особый импульс для роста, чему способствовало появление профильных институтов развития и целый ряд новых инструментов политики. В конце 2023 г. при Агентстве стратегических инициатив был создан Центр развития креативной экономики. В мае 2024 г. Указом Президента РФ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» была поставлена задача по увеличению доли креативных индустрий в экономике. В августе 2024 г. принят Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». По итогам 2023 г. доля креативных индустрий в ВВП России достигла 3,5%, тем самым опередив среднемировую оценку (3,1% мирового ВВП по данным ЮНЕСКО).

Справочно:

Креативные индустрии — виды экономической деятельности, в основе которых лежат индивидуальное творчество, навыки и таланты и которые имеют потенциал для создания добавленной стоимости и рабочих мест за счет использования интеллектуальной собственности. В настоящем обзоре рассматриваются 17 креативных индустрий1: «Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «Программное обеспечение»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие, отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия».

Креативный сектор — совокупность видов экономической деятельности, относящихся к категории креативных индустрий, а также сопутствующих, т. е. способствующих их развитию за счет производства специализированных товаров и услуг либо использования интеллектуальной собственности, созданной в креативных индустриях. Сопутствующие виды деятельности принадлежат к четырем сегментам: производство оборудования и материалов (обеспечивает ресурсные потребности креативных индустрий); дизайн-интенсивные производства (широко используют в своей деятельности результаты интеллектуальной деятельности креативных индустрий и креативные продукты); специализированное образование; организация выставок и мероприятий.

Креативный авангард: цифра, мода и реклама

Главными лидерами по масштабам (табл. 1) являются «Программное обеспечение», «Мода», «Реклама и пиар». Эти три индустрии аккумулируют 60% выручки (8,7 трлн руб.) и 43% работников (893,9 тыс. чел.) всего креативного сектора. «Программное обеспечение» демонстрирует первенство почти по всем главным экономическим показателям (за исключением стоимости основных средств, что объективно обусловлено спецификой деятельности ИТ-компаний)2; безусловное лидерство индустрии определяется стремительным ростом спроса на цифровые товары и услуги, активным импортозамещением и развитием программ господдержки.

«Мода» — вторая по показателям выручки и численности занятых и первая — по стоимости основных средств. «Реклама и пиар» занимает третье место по выручке, второе — по числу организаций и первое — по производительности труда (табл. 2); ее сильные позиции связаны с высокой востребованностью соответствующих услуг среди компаний различных отраслей, включая креативный сектор в целом. Значительные объемы выручки демонстрируют также «Архитектура и урбанистика» и «Гастрономия».

Самая высокая концентрация молодых работников (более 70%) и с высшим образованием (почти 90%) наблюдается в индустриях «Видеоигры» и «Анимация». Второе место по производительности труда занимают «Кино и сериалы» в паре с «Анимацией», а по стоимости нематериальных активов — «Медиа и СМИ».

Скорость, с которой в 2023 г. росла ВДС креативного сектора в России, превысила средний показатель по экономике в 1,7 раза. Почти все анализируемые индустрии в 2019–2023 гг. увеличивали выручку, но разными темпами.

Умеренные среднегодовые темпы прироста (в пределах 10%) демонстрировали четыре индустрии, преимущественно с большим объемом выручки: «Медиа и СМИ» (+5,6%), «Книжное дело» (+5,7%), «Мода» (+6,8%) и «Ювелирное дело» (+7,8%). Однако у большинства креативных индустрий выручка росла более динамично, в год в среднем прибавляя 10–22%: «Архитектура и урбанистика» (10,2%); «Дизайн» (11,2%); «Народные художественные промыслы и ремесла» (12,4%); «Реклама и пиар» (14,5%); две рассматриваемые в сумме пары индустрий «Музыка» и «Исполнительские искусства» (14,7%), а также «Кино, сериалы» и «Анимация» (16,7%); «Культурное наследие, отдых и развлечения» (21,5%). Две индустрии — «Гастрономия» и «Программное обеспечение» — заметно превысили и этот порог: за пять лет их выручка выросла в 4,2 и 3,3 раза соответственно.

Такому активному росту большинства анализируемых креативных индустрий во многом способствовала цифровизация, происходящая во всех сферах жизни: от заказа еды до потребления культурного контента. Так, по данным Международной федерации производителей фонограмм, в 2023 г. мировая музыкальная индустрия получила 67% доходов от стриминговых сервисов. Согласно результатам опроса, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ весной 2024 г., в России цифровую подписку на фильмы, сериалы и анимацию уже оформил каждый десятый пользователь интернета.

Устойчивость к внешним шокам

Креативные индустрии демонстрировали не только высокие, но и достаточно стабильные темпы роста. «Гастрономия», «Программное обеспечение» и «Видеоигры» увеличивали выручку ежегодно, включая пандемийный 2020 г. (рис. 1). Не снизили в том же году объемы выручки еще три креативные индустрии: «Культурное наследие, отдых и развлечения», «Реклама и пиар», «Архитектура и урбанистика». Целый ряд индустрий, у которых в первый год пандемии выручка все-таки упала, уже в 2022 г. вернулись на докризисный уровень («Мода», «Медиа и СМИ», «Ювелирное дело», «Книжное дело», «Дизайн», «Народные художественные промыслы и ремесла» и две рассматриваемые в сумме пары индустрий «Музыка» и «Исполнительские искусства», «Кино и сериалы» и «Анимация»). Исключение составила только «Арт-индустрия». Нестабильная геополитическая ситуация последних лет привела к уменьшению выручки лишь в таких индустриях, как: «Реклама и пиар», «Медиа и СМИ» и «Ювелирное дело» — в 2022 г., а в «Архитектуре и урбанистике» и «Дизайне» данный индикатор показал тенденцию к снижению в 2023 г.

Рост на интеллектуальной почве

Впечатляющими темпами росла стоимость нематериальных активов креативного сектора: только с 2022 по 2023 гг. увеличилась в 1,88 раза (рис. 2). За тот же период численность работников увеличилась лишь в «Дизайне» (в 2,24 раза) и в таких парах индустрий, как «Программное обеспечение» и «Видеоигры» (в 1,67 раза), «Музыка» и «Исполнительские искусства» (в 1,04 раза).

При этом индустрии, показавшие высокие темпы роста нематериальных активов, также интенсивно увеличивали и свои доходы (табл. 3).

Важной движущей силой креативных индустрий становятся нематериальные активы. К примеру, лидирующие по темпам прироста выручки «Реклама и пиар», «Гастрономия» и две пары креативных индустрий «Музыка» и «Исполнительские искусства», «Кино и сериалы» и «Анимация» одновременно занимают уверенные позиции и по скорости накопления нематериальных активов. Примечательно, что в отношении прироста численности работников данная закономерность не прослеживается: в указанных индустриях она преимущественно снижалась либо росла скромными темпами. Умственный труд все больше замещается технологиями и интеллектуальным капиталом по аналогии с тем, как во времена Промышленной революции ручной труд стали вытеснять машины.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата и «СПАРК-Интерфакс»; результаты проекта «Подготовка актуальных статистических и информационно-аналитических материалов по субъектам Российской Федерации по ключевым показателям в сфере науки и инноваций, образования, социально-экономического развития на основе различных источников данных» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Анастасия Шарапова, Виктория Боос, Евгений Куценко

 


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.
Рекомендованное цитирование:
Шарапова А. С., Боос В. О., Куценко Е. С. (2025) Креативные индустрии в России на подъеме. М. — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/1009094163.html.

Предыдущий выпуск серии «Человеческий потенциал»:
«Уровень технологической готовности россиян»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ