Будущее науки: факторы привлечения и удержания исследователей
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучает факторы, влияющие на усиление кадрового потенциала науки, на основе опроса ведущих мировых ученых о будущем науки на горизонте до 2030 года.
Опрос проведен по квотной выборке методом самозаполнения электронной анкеты (CAWI). После взвешивания данных итоговый размер выборки составил 374 человека, из которых 252 русскоязычных и 122 англоязычных исследователей. Подробные результаты исследования представлены в монографии ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Будущее мировой науки» (доступна в печатной версии в книжных магазинах и для заказа онлайн).
В мире все заметнее растет спрос на квалифицированные кадры, особенно в передовых областях исследований и разработок, и, соответственно, обостряется конкуренция в высокотехнологичных секторах экономики, интенсифицируются миграционные потоки ученых, инженеров и разработчиков.
В опросе ИСИЭЗ НИУ ВШЭ респондентам предлагалось оценить, какие факторы, по их мнению, являются ключевыми для привлечения и удержания кадров в науке. Большинство в этом качестве назвали увеличение зарплаты исследователям и предоставление грантов для научных коллективов и лабораторий. В остальных опциях обнаружились значительные расхождения между опрошенными российскими и зарубежными учеными (рис. 1).
![](/mirror/pubs/share/direct/1013764875.png)
Интересен тот факт, что отечественные ученые придают больший вес востребованности научных результатов со стороны государства и бизнеса, вовлечению в реализацию крупных и значимых для экономики и общества задач, а также поддержке академической мобильности. Для зарубежных специалистов наиболее важными стимулами оставаться в науке оказались долгосрочные трудовые контракты (в целом ряде стран академическая карьера становится все более труднопредсказуемой и прекарной), принадлежность к передовым областям мировой науки и возможность участия в международном научно-техническом сотрудничестве.
С целью наращивания кадрового потенциала государства и отдельные организации реализуют специальные программы поддержки ученых на разных этапах научной карьеры, вводят меры по облегчению визовых режимов для более интенсивного привлечения иностранных специалистов и т. п. Результаты опроса показали, что большинство российских и зарубежных ученых считают, что вклад иностранных специалистов может существенно способствовать развитию их научной области (рис. 2).
![](/mirror/pubs/share/direct/1013764877.png)
При этом масштабы участия иностранных кадров в рамках соответствующей области науки опрошенные оценили по-разному. Так, каждый второй зарубежный респондент (53%) отмечает, что в его области доля иностранных работников существенна (среди российских экспертов таких было только 11%), еще 28% отмечают, что численность иностранных работников незначительна (среди российских участников опроса — 35%). Наконец, лишь 15% зарубежных ученых указывают, что в их области иностранные работники почти или совсем не привлекаются, а среди российских ученых аналогичных ответов было 39% (остальные затруднились ответить). Подобное распределение ответов может указывать, в частности, на невысокий уровень интернационализации российской науки и наличие серьезных барьеров по найму иностранных работников.
С целью избежать структурных кадровых диспропорций в науке, снизить масштабы оттока ученых в другие сферы после «первоначального накопления» знаний, навыков и опыта, ведущие страны в сфере науки и технологий наряду с мерами по обеспечению достойных условий жизни и труда также разрабатывают дифференцированные инструменты кадровой политики, нацеленные на адресную поддержку разных категорий исследователей, причем не только по возрасту, но и по выполняемым функциям, приоритетам научно-технологического развития и т. д.
Источники: результаты опроса, проведенного в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», реализуемого по программе развития НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России (Программа «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты») и Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Алёна Нефёдова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Будущее науки: организационные сдвиги в научных системах»
См. также: