Джон Дон Ли о том, как промышленная и отраслевая политика Южной Кореи эволюционировала в технологическую
Южная Корея за полвека превратилась из сельскохозяйственной страны в одну из наиболее инновационных в мире, занимая 14-ю позицию в «Глобальном инновационном индексе» по состоянию на 2015 год. Доклад о становлении южнокорейской инновационной системы представил на Форсайт-конференции НИУ ВШЭ профессор Джон Дон Ли из Сеульского национального университета. Его основными тезисами он также поделился в лекции для студентов второго курса магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Изучению инструментов научно-технической и инновационной политики Южной Кореи профессор Ли посвятил большое исследование “Time for Accumulation. Suggestions for the Future of Korea”, изданное в сентябре 2015 года. В нем ученый выделяет четыре стадии экономического развития страны, характеризует уникальные цели и фокус каждой из них, преимущественные сферы и инструменты развития, а также приведшие к тем или иным изменениям внешние условия. Интересно отметить, что описываемая трансформация Южной Кореи из страны «третьего мира» в «страну первого мира» почти полностью совпадает со временем жизни самого исследователя.
Как показал профессор Ли, каждый раз парадигма управления экономикой страны перенастраивалась в ответ на внешние вызовы: нефтяные кризисы 70-х и 80-х годов, Азиатский финансовый кризис конца 90-х. Политические меры, отвечающие на возникший не так давно глобальный финансовый кризис, по его словам, еще вызревают (см. рис. 1).
Рис. 1. Рост ВВП на душу населения в Южной Корее
На I этапе (с 1960-х гг. — 1973 г.) курс на экономический рост Южной Кореи запустил принятый в 1962 году Первый пятилетний план экономического развития. Основной задачей правительство объявило поддержку экономики в целом и, стремясь обеспечить ее рост, всячески стимулировало поступление валютных средств — за счет выдачи экспортных займов и кредитов, введения налоговых льгот и благоприятного обменного курса. Развитие сферы НИОКР на этом этапе практически не поддерживалось.
II этап (1973—1986 гг.) начался после второго энергетического кризиса. В ответ на изменившиеся условия правительство решило поддержать шесть капиталоемких отраслей тяжелой и химической промышленности (сталелитейную, электронную, нефтехимическую, автомобиле- и судостроение, тяжелое машиностроение). Они рассматривались как наиболее перспективные с точки зрения завоевания глобального рынка и повышения ВВП страны за счет большей доли экспорта. Были приняты акты по развитию секторов, компаниям предоставлялись преференциальные займы (так, более 90% кредитов выдавалось под развитие нефтехимической отрасли), выстраивалась поддерживающая инфраструктура: открывались центры профессионального обучения, выделялась земля для строительства судов под верфи (сейчас концерну Hyundai принадлежит самая крупная судостроительная верфь в мире).Для более интенсивного подъема приоритетных отраслей и усиления взаимодействия с сектором науки в странах-лидерах закупали современное производственное оборудование (спустя какое-то время его разукомплектовывали, пытаясь понять его работу), послужившее в дальнейшем базой для создания аналогичной корейской продукции. Стали расти инвестиции в НИОКР со стороны как частного, так и госсектора. В результате мощного государственного регулирования, а не под влиянием рыночных механизмов,в поддерживаемых отраслях полностью перестроились производственные процессы. Изменилась структура экономики, доля легкой промышленности серьезно сократилась, а тяжелой и химической — резко увеличилась.
III этап (1986–1997 гг.) ознаменовался заменой вышеуказанных актов по стимулированию шести отраслей экономики новым регулятивным документом. В 1984 г. был принят Акт индустриального развития, продвигавший курс на либерализацию экономики, поддержку частного сектора и нейтральную политику по отношению ко всем секторам. Вместо стимулирования определённых отраслей промышленности и крупных игроков правительство сделало ставку на минимизацию входных барьеров для средних и малых организаций и развитие новых высокотехнологичных бизнесов. Усилились бюджетные инвестиции в исследования и разработки, в том числе в фундаментальную науку. Между вторым и третьим этапами инновационной политики чувствовалась большая разница: имитационный характер развития экономики начал трансформироваться в стратегию инновационного развития.
IV стадия началась в 2000-х гг. после Азиатского финансового кризиса конца 90-х гг. и продолжается по сей день. Правительство Кореи способствует развитию высокотехнологичных бизнесов с опорой на широкую конкуренцию, выделяя ИКТ в качестве национального приоритета. Научно-техническая и инновационная политика переориентирована с краткосрочных целей на средне- и долгосрочные перспективы. Формируется бизнес-среда, благоприятная для венчурных организаций (до девяностых годов в Корее вообще не было такого понятия, как венчурный капитал). Доля затрат на НИОКР в структуре ВВП возросла настолько, что в обществе наметился консенсус относительно того, что инвестиции в НИОКР стали слишком высоки и их необходимо сокращать.
Впечатляющий подъем южнокорейской экономики, по словам исследователя, опирался на два базисных принципа проведения инновационной политики: 1) на протяжении всех 50 лет она была последовательной, охватывала все институты страны, что обеспечило непрерывность развития экономической системы; 2) она была ко-эволюционной, быстро реагирующей и устойчивой к меняющимся внешним условиям. Другие особенности политики отражены на рис. 2.
Рис. 2. Ключевые слова, характеризующие смену парадигм политики
Резюмируя анализ тенденций в развитии южнокорейской экономики, профессор Ли подчеркнул, что на всех перечисленных этапах главный акцент делался на гарантированном поступлении средств и быстрой отдаче, что относится к мерам прежде всего промышленной политики, однако с середины девяностых годов акцент поменялся в пользу развития приоритетных технологий. Таким образом промышленная и отраслевая политика Южной Кореи эволюционировали в технологическую.
Об отношениях бизнеса и государства
На просьбу прокомментировать, как в течение рассматриваемого периода выстраивались отношения между правительством и бизнесом, профессор Ли ответил, что с шестидесятых годов до начала 2000-х государство было безусловным лидером, вело за собой бизнес, разрабатывая планы, стратегии и программы развития. Успешному государственно-частному партнерству в области инновационной политики способствовали высокое качество работы госслужащих и понятные для бизнеса принципы взаимодействия. С середины двухтысячных роль правительства, в том числе мер бюджетной поддержки, стала сокращаться, а вклад частного сектора, напротив, — расти.
Это обернулось новыми вызовами. Так, в южнокорейском обществе возникла некоторая тревога по поводу политики крупных компаний уровня Hyundai и Samsung. Национальные корпорации, ставшие при поддержке правительства глобальными игроками в высокотехнологичных секторах, сейчас во многом опираются на иностранные инвестиции, часть активов и производственную базу перенесли в соседний Китай. Корейцы же продолжают считать эти компании «своими».
Господствующая ныне неолиберальная концепция поставила Корею перед необходимостью поиска новой модели ГЧП, новых подходов и методов регулирования. Эти и другие изменения, в частности переориентацию технологий на производство короткого цикла и растущее влияние отрасли ИКТ на все сектора экономики, важно отразить в новой стратегии долгосрочного развития страны, подчеркивает профессор Ли.
О накоплении опыта с опорой на историю или географию
Рис. 3 |
Этот тезис Джон Дон Ли иллюстрирует на примере строительства моста, ведущего к международному аэропорту Инчхон (см. рис. 3), который является шестым в мире по длине. Создание моста началось с концептуального проекта, детального дизайна, собственно строительства, монтажа и закончилось вводом в эксплуатацию, напомнил стадии профессор. Корейские компании успешно справились со всеми, кроме первой: концептуальный проект сделали европейцы. За концепцией такого моста стоит огромная база знаний, большой опыт проб и ошибок, накапливаемый многими поколениями мастеров. Подобный опыт, как производная долгой истории конкретного производства, отличает развитые страны от развивающихся.
Европейских мастеров в ряде отраслей активно догоняет тот же Китай, нарабатывая собственный весомый опыт — только не во времени, а в географических масштабах (см. рис. 4).
Рис. 4 |
Чтобы ответить на этот новый вызов, страна должна создать общественно приемлемые инвестиционные рамки, чтобы поддерживать накопление опыта во времени, считает профессор Ли. Этот вывод он адресует и другим развивающимся экономикам.
Материал подготовили Елена Гутарук и студенты магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» Павел Бахтин, Ольга Нехайчик и Александра Зимирева