• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации

В очередном выпуске информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» представлены данные о расходах на развитие технологических и нетехнологических инноваций в промышленном производстве России: в 2015 году затраты на технологические инновации составили 735,8 млрд рублей.

При подготовке бюллетеня использовались данные федерального статистического наблюдения по форме № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»; база данных Евростата; материалы национальных статистических служб.

Версия для печати: «Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации» (PDF, 836 Кб)

Ресурсное обеспечение инновационного развития характеризуется показателями текущих и капитальных затрат на разработку и реализацию инноваций. В 2015 году в промышленном производстве России совокупный объем расходов на технологические и нетехнологические (маркетинговые и организационные) инновации составил 741,3 млрд руб., при этом большая их часть приходится на нововведения технологического характера.

Масштабы финансовых инвестиций, направленных на развитие технологических инноваций, в целом демонстрируют тенденцию к росту. За период 1995–2015 годах их абсолютная величина, рассчитанная в постоянных ценах, утроилась, в то же время за последний год наблюдается некоторое понижение уровня затрат. В 2015 году данные расходы составили 735,8 млрд руб., что в постоянных ценах ниже уровня 2014 года на 11% (рис. 1). В общей структуре затрат на технологические инновации примерно две трети расходов принадлежат наиболее успешным в экономическом отношении отраслям — коксохимии (19%), добывающим производствам (17,1%), автомобилестроению (7,9%), производству и распределению электроэнергии, газа и воды (6,3%), металлургии (5,9%), производству летательных и космических аппаратов (5,4%).

Маркетинговые и организационные инновации характеризуются меньшей капиталоемкостью.  В 2015 году в промышленном производстве на их реализацию было потрачено 2,5 и 3,0 млрд руб. соответственно. Наиболее весомые затраты на маркетинговые инновации осуществляются в пищевом производстве (40%), производстве летательных аппаратов, включая космические (19,6%), электрических машин и электрооборудования (18,6%). Финансовые инвестиции в организационно-управленческие нововведения в основном характерны для таких видов экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов (24%), металлургия (21,2%).

Расходы на технологические инновации преимущественно связаны с внедрением процессных нововведений, нацеленных на повышение эффективности производственных процессов: в общем объеме инвестиций их доля превышает 64%. Затраты на более новаторские продуктовые инновации, подразумевающие существенный прорыв в производстве продуктов, в 1,8 раз ниже (35,9%). Выгодно отличаются высокотехнологичные и отдельные среднетехнологичные сектора высокого уровня (химическое производство, автомобилестроение, производство машин и оборудования), где доля затрат на продуктовые инновации составляет порядка трех четвертей общих расходов на инновации.

Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленном производстве (т.е. их доля в общем объеме отгруженной продукции) в 2015 году составила 1,8% (против 2,1% в 2014 году). В высокотехнологичных секторах данный показатель втрое выше (5,9%), а в ряде отраслей достигает максимальных значений, сравнимых с мировыми аналогами (например, в производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 9,4%, медицинской техники и приборов — 6,6%) (рис. 2).

По интенсивности затрат на технологические инновации Россия по-прежнему отстает от ведущих европейских стран (для сравнения: в Дании она достигает 5%, в Швеции — 4,7%, Германии — 3,3%), опережая Болгарию, Латвию, Сербию, Румынию, Словакию, Венгрию и Испанию (0,5–1,4%).

Материал подготовила: Светлана Фридлянова

  

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru).

Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.