Сопроизводство и использование интеллектуальных услуг: взгляд заказчиков
В создании интеллектуальных услуг наряду с исполнителями всегда участвуют и сами заказчики. Степень их вовлеченности в процесс зависит от типа услуги и варьируется в диапазоне ролей от потребителя, соисполнителя до сосоздателя и партнера. Эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучили, как заказчики оценивают активность своего участия в производстве услуг и как это соотносится с оценками компаний-производителей. Выводы представлены в новом информационном бюллетене серии «Наука, технологии, инновации».
Версия для печати: Сопроизводство и использование интеллектуальных услуг: взгляд заказчиков (.pdf)
Одна из ключевых особенностей процесса предоставления интеллектуальных услуг — вовлечение заказчика в этот процесс1. Однако степень вовлеченности клиента и его роли в инновационном процессе могут быть разными. Например, в зависимости от степени вовлеченности клиента в процесс сопроизводства интеллектуальной услуги заказчика можно рассматривать как потребителя, соисполнителя, сосоздателя или партнера2.
Однако заказчики оценивают степень и эффективность этого процесса иначе, чем компании-производители в целом, часто это зависит и от типов заказанных услуг. Это связано с высокой степенью неоднородности сектора интеллектуальных услуг (knowledge-intensive business services или KIBS), отрасли которого различаются как ключевыми компетенциями сотрудников, так и сущностью самих услуг3. Так, традиционно выделяют два вида услуг: профессиональные (P-KIBS) и технологические (T-KIBS)4.
Для P-KIBS, таких как аудит, юридические, финансовые, риэлторские услуги и кадровый консалтинг, ключевое значение имеют организационные и управленческие нормы и практики3. В свою очередь, услуги T-KIBS (инжиниринг, информационно-коммуникационные услуги) основаны на интенсивном использовании различных технологий и соответственно характеризуются более высокой долей специалистов с техническим образованием в общей численности сотрудников5. В последние годы отдельно стали выделять так называемые творческие услуги (C-KIBS: реклама, маркетинг, дизайн), которые связаны с анализом социальных и культурных тенденций и имеют определенную эстетическую составляющую5.
В рамках очередных волн мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России проведены опросы компаний-потребителей интеллектуальных услуг, которым было предложено оценить степень своей вовлеченности в процесс сопроизводства заказанных услуг (рис. 1)6. При опросе использована 10-балльная шкала, где минимальный уровень (1 балл) предполагал лишь постановку задачи и устранение до презентации результатов, а максимальный уровень (10 баллов) — тесную работу в рабочих группах, вплоть до выполнения части работ своими силами.
В среднем заказчики интеллектуальных услуг оценили фактическую вовлеченность в процесс сопроизводства на 7 баллов. Данный показатель на 0,72–0,87 балла выше, чем оценки компаний-производителей за аналогичный период7. Кроме того, если, по оценкам компаний-производителей, степень вовлеченности заказчиков снизилась в 2013 году относительно 2011 года, то, по оценкам заказчиков, этого не произошло. Однако при анализе полученных результатов необходимо учитывать особенности выборки, а именно отсутствие соотнесения опрошенных компаний-производителей и заказчиков.
Что касается отраслевых различий, то, по результатам опроса в 2013 году, они несколько сгладились. Так, в 2011 году заказчики услуг из сферы P-KIBS оценивали свое участие в процессе сопроизводства на 7,31 балла, заказчики услуг C-KIBS — на 6,93, а заказчики T-KIBS — всего на 6,45 балла. В 2013 году подобных резких различий не наблюдалось: оцениваемый уровень сопроизводства колебался от 6,99–7,01 (для заказчиков C-KIBS и P-KIBS) до 7,12 (для заказчиков T-KIBS).
С точки зрения соотношения степени сопроизводства и уровня эффективности данного процесса оценки потребителей и производителей интеллектуальных услуг достаточно близки7. Так, в 2013 году доля компаний, оценивающих сопроизводство как максимально интенсивное и высокоэффективное, значительно выросла относительно 2011 года и превысила 60% (табл. 1). Наиболее существенное изменение оценки степени и эффективности процесса сопроизводства отмечено для услуг в сфере T-KIBS: в 2013 году заказчики стали оценивать данный процесс как максимально интенсивный и эффективный почти в 70% случаев против 46% в 2011 году.
Таблица 1. Оценка заказчиками эффективности сопроизводства (компании, %)
Оценка |
P-KIBS |
T-KIBS |
C-KIBS |
KIBS | ||||||
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
2011 |
2013 | |||
Сопроизводство было максимальным, | 54.8 | 62.2 | 46.0 | 69.6 | 50.1 | 56.7 | 51.9 | 61.1 | ||
Сопроизводство было максимальным, | 8.8 | 11.8 | 6.0 | 9.8 | 10.9 | 13.4 | 9.3 | 12.1 | ||
Сопроизводство было максимальным, | 0.9 | 1.7 | 0.5 | 2.5 | 1.1 | 1.0 | 1.0 | 1.5 | ||
Сопроизводство было на среднем уровне, | 7.5 | 7.5 | 10.5 | 6.4 | 14.9 | 10.9 | 11.1 | 8.8 | ||
Сопроизводство и эффективность были на среднем уровне | 7.0 | 9.2 | 6.0 | 6.4 | 7.8 | 7.7 | 7.2 | 8.1 | ||
Сопроизводство было на среднем уровне, | 1.6 | 0.2 | 0.0 | 1.5 | 0.8 | 1.2 | 1.0 | 0.9 | ||
Сопроизводство было минимальным, | 16.3 | 5.8 | 28.5 | 2.9 | 12.0 | 6.5 | 16.6 | 5.6 | ||
Сопроизводство было минимальным, | 1.6 | 1.1 | 1.0 | 1.0 | 1.7 | 1.8 | 1.6 | 1.4 | ||
Сопроизводство было минимальным, | 1.5 | 0.4 | 1.5 | 0.0 | 0.6 | 0.8 | 1.1 | 0.5 | ||
Всего компаний | 546 | 465 | 200 | 204 | 523 | 494 | 1259 | 1163 |
Несмотря на существенный рост доли компаний-заказчиков, оценивающих процесс сопроизводства как максимально интенсивный и эффективный, ряд компаний отмечает, что подобного результата удалось добиться не всем поставщикам интеллектуальных услуг. Так, в 2013 году по сравнению с 2011 годом более чем в четыре раза выросла доля заказчиков, которые не понимали, что и зачем от них требуется в рамках процесса сопроизводства (табл. 2). При этом данная тенденция характерна не только для всего сектора в целом, но и для заказчиков услуг каждой из трех групп отраслей.
Таблица 2. Оценка заказчиками причин неэффективного участия в сопроизводстве интеллектуальных услуг (компании, отметившие недостаточно высокую эффективность сопроизводства услуг с исполнителем, %)
Причины |
P-KIBS |
T-KIBS |
C-KIBS |
KIBS | ||||||
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
2011 |
2013 | |||
Не понимаем, что и зачем | 5.4 | 20.4 | 7.1 | 23.0 | 3.6 | 19.8 | 4.9 | 20.5 | ||
Недостаток опыта /квалификации | 13.5 | 26.5 | 11.1 | 36.1 | 22.5 | 22.6 | 17.0 | 26.0 | ||
Не хотим тратить время и ресурсы своих сотрудников | 36.3 | 20.4 | 32.3 | 23.0 | 39.0 | 21.7 | 36.8 | 21.4 | ||
Мы платим, поэтому работать | 34.5 | 38.1 | 36.4 | 29.5 | 27.3 | 26.9 | 31.7 | 31.2 | ||
По соображениям | 10.3 | 17.7 | 13.1 | 14.8 | 7.6 | 16.5 | 9.6 | 16.7 | ||
По объективным причинам / | – | 16.3 | – | 16.4 | – | 14.6 | – | 15.5 | ||
Всего компаний | 223 | 147 | 99 | 61 | 249 | 212 | 571 | 420 |
С 17 до 26% выросла доля заказчиков, столкнувшихся с тем, что опыта и/или квалификации их сотрудников недостаточно для эффективного участия в сопроизводстве. Важно отметить, что наиболее часто такая проблема возникает у потребителей услуг компаний из сектора T-KIBS (36,1%), что связано с более интенсивным использованием различных технологий компаниями данного сектора. В сфере P-KIBS практически в два раза (с 13,5 до 26,5%) выросла доля заказчиков, отмечающих недостаток опыта и квалификации сотрудников.
Доля заказчиков, не желающих тратить время и ресурсы своих сотрудников на участие в сопроизводстве, сократилась как по каждому из трех сегментов, так и по всему рынку интеллектуальных услуг в целом. Однако заказчики услуг всех трех отраслей стали значительно чаще отказываться от участия в сопроизводстве по причинам конфиденциальности: 16,7 и 9,6% в 2013 и 2011 гг. соответственно. Кроме того, заказчики профессиональных услуг из сферы P-KIBS в 2013 году стали чаще (в 38,1% случаев) выбирать стратегию «мы платим — исполнитель работает», которая также не предполагает эффективного участия в сопроизводстве. Что касается заказчиков услуг T-KIBS и C-KIBS, то среди них популярность данной стратегии снизилась с 36,4 и 27,3 до 29,5 и 26,9% соответственно.
Компаниям, заказывающим интеллектуальные услуги, также было предложено оценить степень внедрения, применения или использования приобретенных интеллектуальных услуг. Данные оценки очень важны с точки зрения анализа качества предоставления интеллектуальной услуги, поскольку в силу такой особенности сектора, как участие заказчика в процессе сопроизводства услуги, ее ценность может сильно варьироваться в зависимости от заказчика8. Так, услуги могут быть внедрены, применены или использованы как в полном или практически полном объеме, так и частично, даже минимально (табл. 3).
Таблица 3. Оценка заказчиками степени применения, внедрения или использования интеллектуальных услуг (компании, %)
Оценка |
P-KIBS |
T-KIBS |
C-KIBS |
KIBS | ||||||
2010 |
2012 |
2010 |
2012 |
2010 |
2012 |
2010 |
2012 | |||
Результаты практически не использовались | 1.5 | 0.2 | 1.0 | 1.4 | 1.1 | 0.4 | 1.3 | 0.5 | ||
Результаты использовались (применялись, внедрялись) частично | 5.1 | 10.1 | 1.5 | 10.3 | 4.9 | 18.2 | 4.5 | 13.6 | ||
Результаты в основном использовались | 12.3 | 10.5 | 8.0 | 5.6 | 11.7 | 10.5 | 11.4 | 9.6 | ||
Результаты использовались (применялись, внедрялись) в полном объеме | 81.1 | 79.2 | 89.4 | 82.7 | 82.3 | 70.9 | 82.9 | 76.3 | ||
Всего компаний | 544 | 477 | 199 | 214 | 531 | 516 | 1274 | 1207 |
Среди компаний-производителей7 и среди заказчиков более 76% в 2012 году оценили степень использования, применения или внедрения интеллектуальных услуг как максимальную. Однако если произошел рост этого параметра у компаний-производителей относительно 2010 года, то доля заказчиков с максимальными оценками степени использования снизилась. Чаще всего полностью используют приобретенные услуги из области T-KIBS (82,7%), а реже всего — из сферы C-KIBS (70,9%). Среди заказчиков услуг в области C-KIBS около 18% компаний использовали результаты лишь частично, что почти в 1,8 раза выше, чем при заказе услуг из двух других отраслей.
Более трети компаний-заказчиков в 2012 году отметили, что основной причиной неполного применения приобретаемых интеллектуальных услуг в каждом из трех сегментов является недостаток качества предоставленной услуги (табл. 4). Что интересно, компании-производители называли эту причину значительно реже — всего в 26% случаев7. В целом заказчики стали реже сталкиваться с тем, что исполнитель не смог учесть их потребности: 23,5 и 36,8% в 2012 и 2010 гг. соответственно. Однако если частота упоминания данной причины заказчиками услуг сектора P-KIBS и C-KIBS снизилась, то заказчиками T-KIBS значительно возросла (с 11,8 до 31,4%).
Таблица 4. Оценка заказчиками причин неполного применения приобретаемых интеллектуальных услуг (компании, отметившие степень применения как неполную, %)
Причины |
P-KIBS |
T-KIBS |
C-KIBS |
KIBS | ||||||
2010 |
2012 |
2010 |
2012 |
2010 |
2012 |
2010 |
2012 | |||
Недостаток качества | 23.5 | 32.2 | 5.9 | 34.3 | 24.1 | 37.7 | 22.2 | 35.4 | ||
Исполнителю не удалось учесть потребности Заказчика | 45.9 | 25.3 | 11.8 | 31.4 | 32.5 | 20.3 | 36.8 | 23.5 | ||
Услуга была заказана впрок/ | 18.8 | 6.9 | 41.2 | 11.4 | 19.3 | 20.3 | 21.1 | 14.6 | ||
Не хватило квалификации/знаний | 11.8 | 18.4 | 35.3 | 22.9 | 12.0 | 16.7 | 14.1 | 18.1 | ||
Руководство не следило, внедрена ли услуга | 4.7 | 5.7 | 0.0 | 0.0 | 10.8 | 6.5 | 7.0 | 5.4 | ||
Финансовые ограничения | 7.1 | 11.5 | 5.9 | 2.9 | 12.0 | 5.8 | 9.2 | 7.3 | ||
Ситуация у нас в компании/на рынке изменилась | – | 21.8 | – | 17.1 | – | 16.7 | – | 18.5 | ||
Всего компаний | 85 | 87 | 17 | 35 | 83 | 138 | 185 | 260 |
Услуги в области P-KIBS и T-KIBS стали значительно реже заказывать впрок или «на всякий случай», но для услуг в области C-KIBS наблюдается обратная тенденция. Заказчики всех трех отраслей чаще сталкиваются (18,1%) с недостатком квалификации и знаний при внедрении услуг, особенно это характерно для услуги в области T-KIBS (22,9%). Наконец, заказчики очень редко, менее чем в 10% случаев, считают финансовые ограничения причиной неполного применения приобретенных интеллектуальных услуг. Такой результат значительно отличается от мнения компаний-производителей, которые считают финансовые ограничения одной из ключевых причин неполного внедрения их услуг7.
Таким образом, фактическую степень собственной вовлеченности в процесс сопроизводства интеллектуальных услуг с исполнителем заказчики оценивали в 2013 году на 7 баллов из 10. Аналогично оценкам компаний-производителей большинство заказчиков (более 60%) считают высокой как собственную степень участия, так и эффективность сопроизводства. Кроме того, при любой степени сопроизводства компании-заказчики чаще склонны считать его высокоэффективным, а не средне- или минимально эффективным. При этом при выборе услуги в области T-KIBS заказчики чаще всего не смогли достичь максимальной эффективности по причине недостатка опыта и квалификации. В свою очередь нежелание участвовать в сопроизводстве из-за того, что исполнитель и так получит оплату за оказанные услуги, становится наиболее популярной причиной для заказчиков услуг в области P-KIBS и C-KIBS.
В целом более 76% заказчиков считают, что приобретенные интеллектуальные услуги были ими использованы, применены или внедрены полностью. Основной причиной неполного применения услуг чаще всего называют недостаток качества предоставленной услуги (35,4%), а заказчики услуг в сфере T-KIBS отмечают еще и тот факт, что исполнитель не смог учесть их потребности (31,4%). Однако, в отличие от компаний-производителей, заказчики абсолютно не склонны считать такой причиной финансовые ограничения (всего 7,3%).
Материал подготовили Николай Чичканов, Вероника Белоусова
1 Aarikka–Stenroos L, Jaakkola E. Value co-creation in knowledge intensive business services: A dyadic perspective on the joint problem solving process. Industrial Marketing Management. 2012. Vol. 41. P. 15–26.
2 Kuusisto A. Customer roles in business service production - implications for involving the customer in service innovation, in Kuusisto, A., and S. Päällysaho. Customer role in service production and innovation – looking for directions for future research. Lappeenranta University Of Technology, Faculty of Technology Management Research Report 2008. Vol. 195. Р. 4–29.
3 Freel M. Knowledge-Intensive Business Services users and uses: Exploring the propensity to innovation-related cooperation with Knowledge-Intensive Business Services // in Knowledge-intensive business services / Ed. by Doloreux. D, Freel M, Shearmur R. Burlington, VT: Ashgate Publishing. 2010. P. 75–98.
4 Miles I. Bringing computer power to the consumer market // Technology Analysis & Strategic Management. 1993. Vol. 5 (2). P. 151–172.
5 Miles I. KIBS And Knowledge Dynamics In Client-Supplier Interaction, in: Exploring Knowledge-Intensive Business Services: Knowledge Management Strategies. 2012. P. 13–34.
6 Использованы результаты опросов 1259 компаний-потребителей интеллектуальных услуг в 2011 г. и 1163 компаний-потребителей интеллектуальных услуг в 2013 г.
7 Чичканов Н.Ю., Белоусова В.Ю. Сопроизводство и использование интеллектуальных услуг // Мониторинг состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России. Информационный бюллетень М.: НИУ ВШЭ. 2016. № 2.
8 Kukk J, Leppiman A. The construct of value in knowledge-intensive business service from customer’s perspective. An example of a long-term training activity. Agronomy Research. 2016. Vol. 14 (1). P. 91–108.
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |