Развитие рынка интеллектуальных услуг в регионах
Российские компании сектора интеллектуальных услуг не считают географическую удаленность заказчиков препятствием для ведения бизнеса, однако основной доход получают в своем регионе. Большинство компаний отметили, что на долю заказчиков из других регионов приходится не более 10% всей выручки. В очередном выпуске информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» представлены данные о развитии рынка интеллектуальных услуг в регионах.
При подготовке бюллетеня были использованы данные мониторинговых исследований состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и результаты проекта «Разработка теоретических и методологических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Версия для печати: Развитие рынка интеллектуальных услуг в регионах (.pdf)
Пространственное распределение компаний-производителей — одно из наиболее востребованных направлений анализа сектора интеллектуальных услуг. С одной стороны, компании данного сектора часто концентрируются в компактные кластеры, расположенные в основном в крупных высокоразвитых городах с большим объемом рынка. С другой стороны, развитие современных технологий позволяет взаимодействовать с партнерами и заказчиками вне зависимости от их территориального расположения и географической близости.
Отношение российских производителей интеллектуальных услуг к ведению бизнеса в регионах рассмотрено на примере трех отраслей: финансовых услуг, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и инжиниринга. Эти отрасли связаны между собой достаточно тесно1. Например, среди инжиниринговых услуг высоким спросом пользуется инженерно-техническое проектирование электронного оборудования2, сфера ИКТ создает соответствующее программное обеспечение для такого оборудования3, а функционирование современной отрасли финансовых услуг тяжело представить без электронных технологий4.
В основном компании-производители интеллектуальных услуг не считают удаленность клиентов препятствием для работы (табл. 1): для четырех из пяти выбранных сфер показатель превышает 50% (ответы «Нет» и «Скорее нет»)5. Частота данных ответов представителей инжиниринга ниже — 45%. Кроме того, больше трети респондентов инжиниринговых и финансовых организаций, предоставляющих услуги аудита и управленческого консалтинга, считают данный фактор барьером при оказании своих услуг.
Табл. 1. Оценка компаниями-производителями роли географической удаленности как препятствия при оказании услуг (компании, %)
По Вашему мнению, является ли географическая удаленность препятствием для оказания услуг? | ||||||||||||
Ответы | Информационные технологии | Web и Digital услуги | Финансовое посредничество | Аудит и управленческий консалтинг | Инжиниринг | |||||||
Нет | 44.8 | 50.8 | 42.2 | 40.9 | 28.2 | |||||||
Скорее нет | 16.4 | 17.0 | 17.2 | 12.1 | 16.9 | |||||||
Иногда да, иногда нет | 12.0 | 15.2 | 17.2 | 10.6 | 18.3 | |||||||
Скорее да | 13.4 | 10.2 | 9.4 | 19.7 | 15.5 | |||||||
Да | 4.5 | 3.4 | 10.9 | 13.7 | 18.3 | |||||||
Затрудняюсь ответить | 8.9 | 3.4 | 3.1 | 3.0 | 2.8 | |||||||
Всего | 67 | 59 | 64 | 66 | 71 |
В связи с тем, что большинство респондентов относятся к территориальной удаленности клиентов как к параметру, не затрудняющему основную деятельность компаний, многие компании не открывают филиалов в других городах6. Развиваясь внутри одного города, организации сталкиваются с различными препятствиями (табл. 2). Самым значительным фактором, мешающим развитию компании, называют низкую осведомленность потребителей (более 18% всех компаний, кроме инжиниринга). Многие ИТ-компании и компании, оказывающие услуги финансового посредничества, считают отсутствие квалифицированных кадров еще одним препятствием (более 23%). Кроме того, недостаток спроса также негативно влияет на развитие компаний в городах, особенно в отрасли инжиниринга (почти треть всех респондентов); около пятой части респондентов отмечают, что недостаток компетенций у компаний-потребителей препятствует реализации web и digital услуг. Факторы, практически не влияющие на функционирование выбранных отраслей, — высокая конкуренция, система тендеров и низкое качество продукции (7% и менее), а также слабости законодательства и правовой грамотности (менее 2%).
Табл. 2. Факторы, препятствующие развитию сектора интеллектуальных услуг, по мнению компаний-производителей (компании, %, возможно несколько вариантов ответа)
Какие факторы препятствуют развитию сектора интеллектуальных услуг в Вашем городе? | ||||||||||||
Ответ | Информационные технологии | Web и Digital услуги | Финансовое посредничество | Аудит и управленческий консалтинг | Инжиниринг | |||||||
Отсутствие квалифицированных кадров | 23.9 | 17.0 | 26.6 | 9.1 | 9.9 | |||||||
Низкая осведомленность потребителей | 22.4 | 18.6 | 28.1 | 25.8 | 11.3 | |||||||
Недостаток спроса | 20.9 | 6.8 | 17.2 | 13.6 | 29.6 | |||||||
Неготовность потребителей к сопроизводству | 13.4 | 6.8 | 20.3 | 6.1 | 7.0 | |||||||
Отсутствие технической оснащенности для потребления услуг | 10.5 | 5.1 | 12.5 | 3.0 | 9.9 | |||||||
Отсутствие развитой инфраструктуры для потребления услуг | 10.5 | 6.8 | 6.3 | 4.5 | 11.3 | |||||||
Недостаток предложения | 9.0 | 1.7 | 7.8 | 7.6 | 9.9 | |||||||
Недостаток компетенций у компаний-потребителей | 9.0 | 18.6 | 9.4 | 6.1 | 12.7 | |||||||
Отсутствие поддержки региональных властей | 7.5 | 15.3 | 9.4 | 9.1 | 11.3 | |||||||
Экономическая ситуация, финансы, кризис, коррумпированность | 6.0 | 0.0 | 1.6 | 6.1 | 11.3 | |||||||
Высокая конкуренция, система тендеров, низкое качество продукции | 1.5 | 6.8 | 0.0 | 6.1 | 1.4 | |||||||
Сдерживающая региональная политика | 1.5 | 6.8 | 4.7 | 12.1 | 7.0 | |||||||
Слабости законодательства, правовой грамотности | 0.0 | 1.7 | 0.0 | 1.5 | 0.0 | |||||||
Нет, нет такого | 6.0 | 15.3 | 4.7 | 12.1 | 1.4 | |||||||
Затрудняюсь ответить | 13.4 | 11.9 | 12.5 | 6.0 | 15.5 |
Работая с местными заказчиками, компании не ограничиваются устоявшейся сетью клиентов и заинтересованы в сотрудничестве с региональными потребителями (табл. 3). В процессе выбора города для экспансии многие организации ориентируются на наличие спроса на услуги как среди новых клиентов (более пятой части респондентов), так и среди постоянных заказчиков (от 17,9 до 27,1%). ИТ-компании отмечают также важность наличия в городах предприятий из отраслей, на которые нацелен основной спектр предоставляемых ими услуг (16,4%). Финансовые организации и компании, оказывающие web и digital услуги, заинтересованы в долгосрочных партнерских отношениях с клиентами (17,2 и 22% соответственно), поэтому пользуются устоявшимися связями с заказчиками. На географическую близость нового региона обращают внимание компании в основном из отраслей аудита и инжиниринга (16,7 и 19,7% соответственно). В самую последнюю очередь компании отмечают транспортные связи с городами (менее 7,5%), а также экономический потенциал города (менее 8,5%).
Табл. 3. Критерии выбора компаниями-производителями городов для сотрудничества (компании, %, возможно несколько ответов)
По каким критериям Вы выбираете город для сотрудничества? | ||||||||||||
Ответ | Информационные технологии | Web и Digital услуги | Финансовое посредничество | Аудит и управленческий консалтинг | Инжиниринг | |||||||
В этих городах есть значительный спрос на наши услуги со стороны разных отраслей | 22.4 | 27.1 | 20.3 | 24.2 | 25.4 | |||||||
Идем за нашими заказчиками | 17.9 | 27.1 | 20.3 | 24.2 | 25.4 | |||||||
Там расположены интересующие нас компании из отрасли, на которой мы специализируемся | 16.4 | 8.5 | 15.6 | 9.1 | 9.9 | |||||||
Там расположены филиалы имеющегося потребителя | 14.9 | 15.3 | 14.0 | 10.6 | 8.5 | |||||||
Исторически сложилось, уже есть прочные наработанные связи | 13.4 | 22.0 | 17.2 | 15.2 | 9.9 | |||||||
Развитость сектора в этом городе | 13.4 | 11.9 | 14.1 | 10.6 | 9.9 | |||||||
Эти города географически близки | 10.5 | 11.9 | 12.5 | 16.7 | 19.7 | |||||||
С этими городами удобные транспортные связи | 7.5 | 1.7 | 4.7 | 6.1 | 2.8 | |||||||
Это самые богатые города страны | 7.0 | 8.5 | 4.7 | 4.6 | 5.6 | |||||||
Другое | 7.5 | 6.8 | 12.5 | 4.6 | 4.2 |
Решение о продолжении сотрудничества с ранее выбранными регионами должно иметь финансовое обоснование (табл. 4). Более трети аудиторских компаний оценивают долю региональных заказчиков в общей выручке в 5% или менее. В других отраслях к такому объему сотрудничества склонны в среднем около 15% респондентов, исключая представителей инжиниринга. Более 15% инжиниринговых организаций отметили высокую долю оборота (30%) от клиентов из других городов. Заказчики из регионов приносят 20% всей выручки каждой шестой компании, оказывающей web и digital услуги. Однако при этом не менее пятой части компаний, оказывающих интеллектуальные услуги в выбранных отраслях, не работают с клиентами из других регионов.
Табл. 4. Оценка компаниями-производителями доли оборота (выручки) от заказчиков из других регионов (городов РФ и зарубежных стран, включая СНГ (компании, %)
Оцените, какая часть оборота (выручки) Вашей компании пришлась на долю заказчиков из других регионов | ||||||||||||
Ответ | Информационные технологии | Web и Digital услуги | Финансовое посредничество | Аудит и управленческий консалтинг | Инжиниринг | |||||||
Нет работы с другими городами/регионами | 31.3 | 18.6 | 37.5 | 27.3 | 25.4 | |||||||
5% или менее | 14.9 | 17.0 | 12.5 | 33.4 | 7.1 | |||||||
10% | 14.9 | 5.1 | 7.8 | 6.1 | 11.3 | |||||||
20% | 6.0 | 15.2 | 18.8 | 10.6 | 5.6 | |||||||
30% | 6.0 | 8.5 | 1.6 | 9.1 | 15.5 | |||||||
40% | 3.0 | 3.4 | 3.1 | 3.0 | 5.6 | |||||||
50% | 7.4 | 6.8 | 1.6 | 0.0 | 4.2 | |||||||
60% | 3.0 | 6.8 | 6.2 | 3.0 | 2.8 | |||||||
70% | 3.0 | 0.0 | 3.1 | 1.5 | 4.2 | |||||||
80% | 4.5 | 1.7 | 4.7 | 0.0 | 0.0 | |||||||
90% | 1.5 | 1.7 | 0.0 | 1.5 | 1.4 | |||||||
95% | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 1.5 | 1.4 | |||||||
Затрудняюсь ответить | 4.5 | 15.2 | 3.1 | 3.0 | 15.5 | |||||||
Всего | 67 | 59 | 64 | 66 | 71 |
Таким образом, компании, предоставляющие интеллектуальные услуги в сферах ИКТ, инжиниринга и финансов, в основном не считают географическую удаленность заказчиков препятствием для ведения бизнеса. Около двух третей не имеют филиалов и представителей в других регионах. Они развиваются внутри одного региона, сталкиваясь с такими препятствиями, как низкая осведомленность потребителей об интеллектуальных услугах, недостаток компетенций у кадров и потребителей, неготовность к сопроизводству и др. Чтобы компания начала предоставлять услуги в определенном городе, необходимы благоприятные условия со стороны будущих клиентов: значительный спрос, развитость сектора или наличие филиалов постоянного потребителя. Организации, предоставляющие финансовые, web и digital услуги, при этом особенно заинтересованы в укреплении сложившихся партнерств и наработанных связей, поэтому могут повторять экспансию своих постоянных клиентов. Наконец, по мнению большинства представителей компаний, на долю заказчиков из других регионов приходится не более 5–10% всей выручки. При этом более 15% представителей инжиниринговых компаний отмечают, что получают около 30% оборота от заказчиков из регионов.
Материал подготовили Николай Чичканов, Дарья Яковлева
1 Чичканов Н.Ю., Белоусова В.Ю. (2017) Стандартизация услуг и взаимодействие компаний-производителей интеллектуальных услуг с заказчиками // Экспресс-информация «Наука, технологии, инновации». М.: НИУ ВШЭ (дата обращения: 27.04.2017).
2 Гершман М.А. (2016) Индикаторы рынка инжиниринговых услуг в России // Экспресс-информация «Наука, технологии, инновации». М.: НИУ ВШЭ (дата обращения: 08.02.2017).
3 Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. (2016) Развитие отрасли информационных технологий // Экспресс-информация «Наука, технологии, инновации». М.: НИУ ВШЭ (дата обращения 02.03.2017).
4 Belousova V., Chichkanov N. (2015) Mobile Banking in Russia: User Intention towards Adoption // Foresight and STI Governance. Vol. 9. № 3. P. 26–39.
5 В бюллетене использованы данные 8-й волны опроса 656 компаний — производителей интеллектуальных услуг и 24 интервью с ведущими экспертами сектора.
6 Доля таких компаний достигает 58% в сфере финансового посредничества, 69% — в сфере ИТ, 71% — в сфере web и digital услуг, 75% — в сфере инжиниринга, 77% — в сфере аудита и управленческого консалтинга.
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |