В России продолжает падать спрос на рынке услуг
О падении спроса или отсутствии изменений заявили в 85% компаний. Меньше востребованы практически все виды услуг, особенно рекламные и риелторские, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в материале по результатам мониторинга делового климата в сфере услуг в III квартале 2017 года.
У 30% фирм уменьшилась прибыль. В первую очередь у тех же рекламщиков и риелторов. Они же наиболее активно сокращали штаты. Незначительно увеличили число сотрудников в стоматологических клиниках, страховых компаниях и ломбардах.
Деловой климат в отрасли остается неблагоприятным. В III квартале позитивно настроены были только поставщики страховых, санаторно-курортных и творческих/развлекательных услуг.
Не в лучшую сторону меняется ситуация для ломбардов. Интерес к ним активизировался в 2015 — начале 2016 гг., в самый трудный для потребителей период. Но уже шесть кварталов подряд так называемый «индекс ломбардов» снижается. По словам директора ЦКИ Георгия Остапковича, это свидетельствует о том, что население со средними и низкими доходами сумело отрегулировать личные бюджеты, приспособиться к «новой реальности» и более низкому уровню потребления.
Но сервисному бизнесу от этого не вырасти. Он напрямую зависит от покупательской активности, причем здесь и сейчас, без расчета на будущие доходы. «В отличие от жилищного строительства или торговли товарами длительного пользования феномен накопления отложенного спроса для сферы услуг не срабатывает: отмененная туристическая поездка, пропущенный спектакль, не купленная страховка остаются в прошлом и не будут компенсированы ажиотажным спросом при улучшении благосостояния населения», — поясняет Георгий Остапкович.
Дефицит платежеспособного спроса уже три года подряд возглавляет рейтинг факторов, не позволяющих рынку услуг развиваться. В III квартале 2017 года главным тормозом для своих компаний эту проблему назвали 47% предпринимателей.
Этот материал на портале IQ.hse.ru