Скрыть

Календарь

Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Издания

Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2017 года

29 сентября 2017

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в третьем квартале 2017 года.

На российском рынке услуг сохраняется умеренно неблагоприятный деловой климат; развитие сервисных организаций сдерживается, прежде всего, слабым спросом на оказываемые услуги. Цены на услуги на фоне низкой потребительской активности остаются стабильными, предприниматели не намерены повышать их до конца текущего года. Такие выводы были сделаны на основании анализа результатов выборочного опроса руководителей около 5,5 тыс. организаций, оказывающих различные виды платных услуг (проводятся Федеральной службой государственной статистики во всех субъектах РФ в ежеквартальном режиме).

Сфера услуг продолжила дрейф в зоне стагнации; наметившаяся в начале 2017 года позитивная тенденция восстановления деловой активности затормозилась во II квартале и пока не возобновилась. На протяжении всех трех кварталов текущего года респонденты практически одинаково — и преимущественно негативно — оценивали динамику основных показателей деятельности сервисных организаций. Обобщенные результаты III квартала 2017 г. — балансы позитивных и негативных мнений предпринимателей — сохранили отрицательные значения, свидетельствующие о снижении спроса на оказываемые услуги, ухудшения производственных и финансовых результатов деятельности организаций.

Результирующий индикатор обследования — сезонно сглаженный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — не покидает зону отрицательных значений уже более трех лет, указывая на неблагоприятный деловой климат в этом секторе экономики. Рост на 3 процентных пункта (п. п.) в начале текущего года позволил ИПУ выйти из диапазона рекордно низких результатов 2015—2016 гг., однако затем позитивная тенденция не получила дальнейшего развития. Во II и III кварталах 2017 г. индикатор оставался на отметке (-4) % — это лучшее значение за последние одиннадцать кварталов, однако оно значительно ниже предкризисного уровня ИПУ.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Ожидания предпринимателей на IV квартал 2017 г. выглядят в меру оптимистичными, по большинству показателей обследования сложились положительные балансы прогнозных оценок. Однако следует отметить, что не менее (а по ряду показателей даже более) благоприятные прогнозы, сформированные на основании мнений предпринимателей в первой половине года, затем не вполне оправдались. Улучшения оценок фактической динамики, которое свидетельствовало бы о постепенном выходе сферы услуг из стагнации, не произошло по вполне очевидной причине — из-за отсутствия роста благосостояния населения и потребительской активности. Хотя предприниматели не потеряли оптимизма, надеясь на оживление спроса на предоставляемые услуги, реальный рост сектора может начаться только после восстановления доходов населения.

Скачать бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2017 года» (.pdf 1,78 Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований