• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Новое производство: «безбумажное», «безлюдное» и безотходное

Интенсивность человеческого труда в передовых странах снижается, а производительность растет. Производство в новом веке становится «безбумажным» (цифровым), «безлюдным» (роботизированным) и безотходным. Это радикально меняет мировой рынок труда, модели занятости и требования к компетенциям работников. Как наша страна вписана в глобальные тренды, проанализировала в колонке для «Известий» Юлия Мильшина, ведущий эксперт Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, подготовленной при участии Константина Вишневского, завотделом исследований цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Юлия Мильшина
Юлия Мильшина
Приводим полную версию колонки, опубликованной на сайте газеты «Известия» под заголовком «Без бумаги и людей». В печатном выпуске от 10.10.2017 материал вышел под заголовком «Человека заменить нельзя»

Российский рынок труда в ближайшем будущем столкнется с рядом значительных вызовов, среди которых старение населения и снижение доли граждан трудоспособного возраста. Доля пожилых людей старше 60 лет составляет 20% населения страны, к 2050 г. увеличится до 28% (UN World Population Prospects, 2017). По оценкам Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, к 2030 г. страна не досчитается пятой части своих работников в наиболее активном возрасте (16–40 лет).

Компенсировать сокращение численности трудоспособных граждан возможно, повышая производительность труда за счет модернизации и автоматизации существующих мощностей либо создания производств на базе принципиально новых технологий. Движущей силой этих процессов становится цифровизация экономики, раскрывающаяся в таких направлениях, как большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности (программа «Цифровая экономика»).

В глобальном контексте главным фактором увеличения производительности признается широкое внедрение робототехники. Число промышленных роботов в ближайшие два-три года в мире может вырасти с 1,8 млн до 3 млн — в среднем на 14% в год (IFR, 2017). В России по итогам 2016 г. продажи промышленных роботов упали на 42% — с 550 до 316 шт. Развернуть эту тенденцию и нарастить потенциал для внедрения робототехники наша страна сможет благодаря наличию технологических заделов и растущему внутреннему спросу на логистическую, медицинскую, военную и специализированную робототехнику (роботы для добычи полезных ископаемых, эксплуатации инфраструктуры и т.п.).

Примером создания производств на базе принципиально новых технологий могут служить аддитивные технологии (3D-печать). Их развитие сегодня экономически целесообразно в тех секторах, где высокая стоимость технологий компенсируется созданием уникальных изделий с улучшенными эксплуатационными свойствами (ОПК и аэрокосмическая отрасль). При этом чрезвычайно актуальным в ближайшем будущем представляется процесс адаптации продукции для гражданского производства и смещение фокуса с сегмента B2G к сегментам B2C и B2B. Мировой рынок 3D-печати в 2016 г.оценивается в $6 млрд, а к 2035 году может достичь $350 млрд (Wohlers Associates, BCG, 2017).

Динамика увеличения производительности будет разной в зависимости от отраслей. Наш анализ вклада факторов производства (KLEMS) в темпы экономического роста показал, что в традиционных секторах, к примеру, в добыче и переработке энергоресурсов следует ожидать умеренного роста производительности. Увеличится она, в первую очередь, благодаря повышению коэффициента извлечения углеводородного сырья, сокращению потерь при транспортировке и эффективному использованию попутного нефтяного газа. Умеренный рост будет наблюдаться и в транспортном секторе за счет оптимизации инфраструктуры, повышения уровня транспортной связности, автоматизации управления транспортными потоками, роста мультимодальности перевозок, использования новых видов транспорта. В агропромышленном секторе рост производительности возможен вследствие автоматизации производства, использования семенного и племенного материала с улучшенными характеристиками. Внедрение новых материалов, аддитивных технологий и технологий интернета вещей в химический комплекс станет импульсом для роста его производительности (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2017).

Все эксперты сходятся во мнении, что машины заменят низкоквалифицированный и рутинный труд (как физический, так и умственный). И, напротив, будут чрезвычайно востребованы высококвалифицированные специалисты, умеющие работать бок о бок с роботами. Уже в ближайшей перспективе нужны будут специалисты, обладающие, помимо прикладных навыков, системным видением, критическим мышлением, креативностью в широком смысле. На смену фермеру и агроному придут агроинженеры, которые будут контролировать автономные эко-системы, поддерживающие необходимый уровень минерализации и влажности почвы, освещения и других показателей для выращивания агрокультур. Финансовый менеджер будущего будет применять искусственный интеллект и анализ больших данных для управления рисками, финансовыми инновациями, стоимостью компании. А журналисты в ближайшем будущем будут использовать нейросети и искусственный интеллект для создания и размещения контента в режиме реального времени.

Несмотря на известные опасения по поводу снижения занятости из-за автоматизации и цифровизации, нет никаких доказательств того, что исчезнет большое число рабочих мест. Новые технологии предъявляют спрос на рабочую силу в новых секторах и сегментах. Занятость в мире к 2020 г. повысится в среднем на 1,73%, в том числе на 2% — благодаря технологическим драйверам. Около 2 млн рабочих мест будет создано до 2020 г. в 15 развитых государствах (США, Германия, Китай, Япония, Великобритания и др.) в инженерных, компьютерных, математических дисциплинах (см. доклад WEF “Future of Jobs”, 2016). Рост производительности и конкурентоспособности компаний будет способствовать повышению спроса на их продукцию и стимулировать увеличение уровня занятости и заработной платы.

Насколько российский рынок труда готов к цифровизации экономики? Как показывают исследования наших коллег, изучивших цифровые навыки россиян, ИКТ прочно вошли в нашу жизнь: четыре пятых (81%) взрослого населения (в возрасте от 15 до 72 лет) когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — интернетом. Ежедневная сетевая аудитория приблизилась к 60%. Большинство россиян используют интернет для общения в социальных сетях (76%) и лишь 3% населения — для дистанционного обучения. Но доля «продвинутых» пользователей среди непрофессионалов, способных самостоятельно написать программное обеспечение, в том числе программы для роботов, — лишь 1% населения.

Страна сможет занять достойные позиции на глобальных рынках, когда главным вектором развития, наряду с новыми технологиями и моделями производства, будет население (человеческий капитал), готовое развивать свои коммуникативные, цифровые, ИТ-навыки и учиться в течение всей жизни.

Автор: Юлия Мильшина, при участии Константина Вишневского