• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Песочница» для инноваторов

Умение анализировать тренды — один из ключевых навыков для тех, кто собирается принимать управленческие решения в сфере науки, технологий и инноваций. Студенты Вышки его оттачивают, изучая теорию, разбирая инструменты и кейсы. Но известно, что прочнее всего знание и навыки закрепляются, когда резонируют с реалиями жизни или вписываются в актуальную информационную повестку. Пережитым учебным опытом делится Дмитрий Барякин, выпускник магистерской программы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Одним теплым весенним вечером 2016 года на семинаре по научно-технической политике наш преподаватель Александр Чулок (a.k.a. замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ) дал задание придумать в мини-группах и представить в течение занятия небольшой проект по развитию инноваций. Результатом коллективной мысли участников нашей мини-группы*, в последующем организовавших Клуб инноваторов (да, да, мы существуем!), стал проект под кодовым названием Sand Box (с англ. «песочница»). Так мы обозначили концепцию территории, свободной от прав на интеллектуальную собственность (ИС).

Суть проекта заключалась в том, чтобы способствовать обмену знаниями и технологиями с целью генерации новых идей и коммерческих проектов, рассчитанных на не существующие или только появляющиеся рынки, чтобы для развития инновационных предприятий на ранних этапах не требовались дополнительные лицензии и/или права на ИС. К стандартной системе покупки прав на ИС предприниматель переходил бы только после подтверждения коммерческой привлекательности проекта и для масштабирования бизнеса, так сказать выходя из «песочницы» на основной рынок. При этом ключевая роль в данном проекте отводилась бы государственным органам регулирования из-за необходимости корректировать принципы патентной защиты на территории РФ.

На фото: 1) концепция «песочницы». 2) Ярослав Еферин, Дмитрий Барякин, Дмитрий Плеханов, Сандра Бит-Варда и Анна Голубцова. 3) Валерия Власова

Сделали и забыли, однако через полтора года вспомнили о нашей «песочнице», узнав в новостях о тендере Министерства образования и науки РФ на проект по созданию «цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами» [прим ред. — речь о платформе для развития проекта IPChain с участием Вышки, о котором ведущие газеты стали писать с апреля 2017 г.]. Эта инициатива напрямую связана с общим трендом на цифровизацию экономики и упрощение процедур в сфере управления ИС и предполагает создание цифровой платформы, где основным элементом будут смарт-контракты. Глава Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев в интервью порталу Indicator.Ru назвал этот проект почти так же, как мы наш учебный, — «песочницей» для цифровой экономики!

И хотя о выделенной территории для создания опытных производств независимыми предпринимателями здесь речи не идет, тем не менее такое совпадение — на уровне терминов и общего направления мыслей — у участников нашей мини-группы вызвало смешанные чувства. С одной стороны, приятно, когда сбывается прогноз или замеченный тренд проявляется в реальности. С другой — немного печально, что наша «песочница» осталась лишь учебным проектом, пускай и высоко оценённым преподавателем.

В системе высшего образования важно, на мой взгляд, создавать и поддерживать и в студентах, и в преподавателях ощущение того, что нет границ между учебными и «не-учебными» проектами, что удачные идеи могут и должны быть использованы в экономике. Для университетской культуры в нашей стране пока характерно то, что главной и, по сути, единственной задачей студентов в стенах вуза является учёба, в отличие от традиции западных университетов, которые являются не только учебными заведениями, но и местом возникновения новых идей, проектов и компаний, и где преподаватели и студенты в большей степени коллеги.

Хорошая новость, что такой подход активно продвигают и в Вышке, и в ИСИЭЗ, приглашают ведущих специалистов-практиков, разными способами поощряют студентов за смелые инициативы и интересные идеи, мотивируют их реализовывать. Так, например, после завершения другого проекта — по маркетингу инноваций — при случайной встрече преподаватель Ирина Базилева спросила Ярослава Еферина и Сандру Бит-Варда «Когда запускаете Enerjeans?», сильно их удивив такой уверенностью в успехе «учебной» идеи. Так что детали этого проекта раскрывать не будем. Пока.

*В проекте участвовали: Дмитрий Барякин, Сандра Бит-Варда, Валерия Власова, Ярослав Еферин, Дмитрий Плеханов (Клуб инноваторов) и Анна Голубцова.

Текст и фото: Дмитрий Барякин