• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Исследования и разработки в секторе высшего образования

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в новом выпуске бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» проанализировал динамику развития вузовской науки в России за период с 2000 по 2016 гг.

Версия для печати

Наиболее динамично развивающимся сегментом отечественной науки является сектор высшего образования. В 2016 г. исследования и разработки (ИР) выполняли 618 образовательных организаций высшего образования — это три четверти (75,6%) общего числа вузов (в 2000 г. их доля была лишь 40,4%). В состав сектора также входят научно-исследовательские институты; конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, подведомственные образовательным организациям высшего образования и Министерству образования и науки Российской Федерации; опытные (экспериментальные) предприятия; клиники, госпитали и другие медицинские учреждения при вузах.

Внутренние затраты на ИР в секторе высшего образования в 2016 г. достигли 85,9 млрд руб., что больше уровня 2000 г. в 3,9 раза в постоянных ценах (рис. 1). Среднегодовой темп прироста в течение данного периода (8,8%) был выше, чем в других секторах: государственном — 6%, предпринимательском — 3%. Более трети (35%) затрат сектора осуществляют национальные исследовательские университеты (НИУ)1; около 10% — ведущие классические университеты1, 7,4% — федеральные университеты1.

За период 2000–2016 гг. доля сектора высшего образования в общем объеме внутренних затрат на ИР увеличилась с 4,5 до 9,1% (рис. 2). Однако, несмотря на положительную динамику, значение данного показателя заметно ниже, чем в среднем по странам ОЭСР (17,6%) и странам ЕС-28 (23,2%). В Китае на долю рассматриваемого сектора приходится 7% внутренних затрат на ИР, в Индии — 3,9%, Сингапуре — 27,4%, ЮАР — 28,4%. 

Основным источником финансирования научной деятельности в секторе высшего образования, как и в других секторах российской науки, являются средства государства — 61,0% (преимущественно средства федерального бюджета — 49,7%). На долю средств предпринимательского сектора приходится 27,7%, самих организаций сектора (включая собственные средства) — 8,9%, зарубежных инвесторов — 1,4% всех затрат сектора. Усиление внимания к развитию вузовской науки подтверждается увеличением в 2000–2016 гг. не только объема средств государства в 3,7 раза (в постоянных ценах), но и иных источников финансирования ИР: средств предпринимательского сектора — в 3,9 раза, самих организаций сектора — в 6,8 раза, иностранных источников — в 1,4 раза.

Основная часть расходов на науку в секторе высшего образования (70,2%) связана с реализацией научно-технологических приоритетов, так же как и в других секторах науки (государственном — 68,3%, предпринимательском — 72,6%). Существенный вклад сектора отмечается по таким приоритетным направлениям, как «Индустрия наносистем» (34,5% от общих расходов на данное направление), «Науки о жизни» (24,1%) и «Рациональное природопользование» (17,5%).

В 2016 г. численность персонала, выполнявшего ИР, в секторе высшего образования достигла 63 тыс. чел., из них исследователей — 45 тыс. чел. (соответственно 8,7 и 12,1% общей численности занятых в российской науке). За период 2000–2016 гг. численность персонала выросла в 1,5 раза (в государственном — лишь на 5,2%, а в предпринимательском, напротив, сократилась на 34,2%).

Значительная часть исследователей сектора (41,8% в 2016 г.) — молодые ученые в возрасте до 39 лет, треть (33,9%) — лица в возрасте 40–59 лет и четверть — старше 60 лет (рис. 3). Для сравнения в 2000 г. — 34,0, 50,8 и 15,2% соответственно. На изменение возрастной структуры повлияло наиболее существенное увеличение численности в двух возрастных группах: до 39 лет — в 2 раза и старше 60 лет — в 2,5 раза.

Отличительной особенностью сектора высшего образования является активное вовлечение научных работников на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера: в 2016 г. их насчитывалось 86,7 тыс. чел. (61,7% общей численности совместителей). Столь масштабная численность совместителей в вузовском сегменте науки отчасти объясняется научной деятельностью профессорско-преподавательского состава.

Средний возраст докторов наук в секторе высшего образования в 2016 г. составил 61 год, кандидатов наук — 48 лет (аналогичные показатели по России в целом 63 и 51 год
соответственно). 

Среднегодовая стоимость основных фондов ИР в секторе высшего образования в 2016 г. составила 225,3 млрд руб. (13,3% от их общего объема по российской науке), что в 2,7 раза превышает уровень 2000 г. (в постоянных ценах). Укрепляется техническая оснащенность ИР: за период 2000–2016 гг. стоимость машин и оборудования выросла в 6 раз, а их доля в объеме основных фондов повысилась до 42,3% (в 2000 г. — 18,8%). При этом значительная часть машин и оборудования (48,8% стоимости) эксплуатируется менее 5 лет. Для сравнения: в государственном секторе стоимость машин и оборудования за 2000–2016 гг. увеличилась в 1,9 раза, в предпринимательском — в 1,7 раза, а доля оборудования в возрасте до 5 лет в этих секторах в 2016 г. составляла 38,2 и 53,8% соответственно.

По уровню публикационной активности организации сектора высшего образования в последние годы демонстрируют интенсивный рост, в значительной степени повышая «видимость» российской науки в глобальном исследовательском пространстве. Так, в 2016 г. при участии преподавателей и исследователей вузов было опубликовано 28 613 статей в научных журналах, индексируемых в Web of Science (с учетом работ, подготовленных в соавторстве с другими российскими и зарубежными организациями), что более чем втрое превышает аналогичное значение 2000 г. и составляет две трети общероссийского потока публикаций международного уровня.

1. Включая филиалы.

Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; баз данных ОЭСР (OECD.Stat), ЮНЕСКО (UIS.Stat) и Web of Science; результаты проекта «Разработка теоретических и методических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Светлана Мартынова, Татьяна Ратай, Антон Суслов, Константин Фурсов


 

  

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

  
Предыдущий выпуск: «Динамика показателей инновационного развития добывающих производств»

Все бюллетени серий «Цифровая экономика» и «Наука, технологии, инновации»