• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Россияне приспособились к новым экономическим условиям. Но сферу услуг это не спасает

Российский рынок сервиса продолжает стагнировать: показатели деятельности компаний ухудшаются на фоне слабого спроса со стороны населения и бизнеса, отмечают в Центре конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по итогам мониторинга делового климата в сфере услуг в IV квартале 2017 года. Портал IQ.hse.ru приводит обзор исследования.

Опрос руководителей около 5,5 тысяч сервисных организаций показал: позитивные настроения преобладают лишь в компаниях, занимающихся страхованием. Востребованность большинства видов услуг снижается. Наиболее часто о сокращении числа клиентов говорят в рекламных фирмах, предприятиях по ремонту бытовых изделий и в ломбардах.

Впрочем ситуация с последними свидетельствует о позитивном тренде. Так называемый «индекс ломбардов» седьмой квартал подряд остается в отрицательной зоне. Это означает, что потенциальные посетители ссудных касс — граждане с невысокими доходами — адаптировались к новой экономической реальности.

Спрос на рынке услуг сокращался равномерно в течение всего года, отмечают эксперты. Ниже нормального его считали 38% предпринимателей — меньше, чем в начале 2016-го (45%), но больше, чем в докризисные 2012–2013-е (до 25%).

К концу 2017 года 83% компаний не меняли свои расценки. О снижении тарифов чаще заявляли представители ломбардного, рекламного и риэлтерского сегментов. Ощутимо подорожали предложения стоматологов и туристических агентств.

Значительное число предпринимателей считало текущие цены недостаточными для нормального ведения бизнеса, в частности — почти 50% руководителей предприя­тий пассажирского транспорта, свыше 25% занятых ремонтом бытовых изделий и куплей-продажей недвижимости.

Низкая инфляция здесь обусловлена, главным образом, невозможностью повышать цены в условиях слабого плате­жеспособного спроса, комментируют в ЦКИ.

На первые месяцы 2018-го большинство компаний роста или уменьшения цен не планировало. Наиболее вероятно подорожа­ние туристических, гостиничных и стоматологических услуг. Стать дешевле могут услуги ломбардов, страхования, связи, риэлторов и рекламистов.

В целом в начале текущего года рынок сервиса, судя по оценкам его представителей, продолжит пребывать в «депрессии». Один из тревожных сигналов — негативные прогнозы занятости. Не исключено более интенсивное сокращение рабочих мест, что может оказаться болезненным в масштабах всей экономики: сфера услуг — самая социально ориентированная, предоставляющая работу значительной части населения, особенно в ма­лых городах. 

Новость на IQ.hse.ru