• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы вступаем в эпоху больших данных. Будет ли востребована традиционная статистика?

Создание национальной системы управления данными, ее архитектура и онтология — один из ключевых вопросов для будущего кабинета министров, считает первый заместитель руководителя аппарата правительства Максим Акимов. Дискуссия на панельной сессии, посвященной данным в цифровую эпоху, на XIX Апрельской конференции развернулась вокруг основных вызовов, стоящих перед российской статистикой, и ответов на них. Многие из них отражены в пленарном докладе «Перспективная модель государственной статистики в цифровую эпоху», который представил на заседании первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Ровно год назад Федеральная служба статистики (Росстат) потеряла статус независимой и стала «подведом» министерства экономического развития. Сейчас в министерстве обсуждают, как развивать статслужбу и повышать качество статистики, рассказал замминистра экономического развития Савва Шипов. «В первую очередь мы говорим о цифровизации всех процессов сбора и обработки статистической информации, гармонизации государственных информационных систем (сейчас их больше 320), создании единой цифровой платформы», — сказал он. На сочинском инвестиционном форуме премьер-министр Дмитрий Медведев поручил создать национальную систему управления данными, которая должна стать одним из ключевых элементов инфраструктуры цифровой экономики, напомнил он. 

«Ссылки на цифровую экономику стали общим местом», — посетовал первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. «При формировании и внедрении системы управления данными принципиально важно понять и четко обозначить роль государственной статистики (и статистической службы), концептуализировать ее модель, систематизировать подходы к модернизации процедур сбора и интеграции информации в условиях цифровизации, межведомственной координации статистических работ, применению новых аналитических возможностей административных, открытых и больших данных», — указал он. Особое внимание следует обратить на методологические вопросы, гармонизацию российской статистики с международной, выстраивание статистических наблюдений в новых отраслях. «Интересный опыт в этом отношении демонстрируют национальные статистические службы стран ЕС, которые занимают проактивную позицию при взаимодействии с обществом, бизнесом, государством, мировым сообществом», — заметил Гохберг. При этом он подчеркнул, что статслужба должна быть независимой в выработке методологии и предоставления данных.

Леонид Гохберг также представил доклад «Перспективная модель государственной статистики в цифровую эпоху». В нем отражены ключевые направления структурной и функциональной трансформации российской государственной статистики как ядра будущей Национальной системы управления данными. Рассматриваются вопросы организации диалога статистической службы с пользователями, интеграции данных из разных источников, интеллектуальной работы с информацией в условиях цифровизации экономики. Доклад базируется на разработках Института статистических исследований и экономики знаний ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в области совершенствования методологии и практики статистических наблюдений, формирования и адаптации международных статистических стандартов, развития методов сбора, обработки, анализа и распространения статистической информации.

Полный текст доклада (pdf)

Мы вступаем в общество данных, которые производятся без участия человека, указал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: речь идет о больших данных, например, о массивах телефонных звонков, геоданных и др. Необходимо обсуждать и быстро решать вопросы, связанные с их приватностью. «Системы больших данных скоро дойдут до того, что ни статистика, ни социология будут не нужны, — считает он. — Мы сможем получать данные из массивов звонков, GPS трекинга и других массивов. Поэтому большой вопрос, нужно ли заниматься традиционной статистикой?»

«Мы хотим знать количество билетов, или ВВП и численность населения? Что такое большие данные? Это огромные массивы неструктурированной информации», — не согласился руководитель Росстата Александр Суринов. По его словам, большие данные действительно серьезный вызов для статистической службы, «глупо его не замечать», но «говорить, что мы готовы их использовать, преждевременно». Суринов указал, что служба возлагает большие надежды на то, что цифровая платформа управления статданными будет создана. Еще одним важным элементом стандартизации может стать создание Единого реестра объектов наблюдения на базе модернизированного Статистического регистра Росстата, считает он. «А сейчас у нас серьезный вызов посчитать добавленную стоимость внутри страны в условиях аутстаффинга и аутсорсинга, «бесфабричного» производства», —  рассказал он. 

Архаичность информационной базы государственного управления приводит к тому, что ведомства постоянно манипулируют методиками расчета целевых показателей, а это, в свою очередь, заканчивается тем, что поручения исполняются  и показатели достигаются исключительно «на бумаге», посетовал проректор ВШЭ Андрей Жулин. Кроме того, помимо прямых бюджетных расходов на сбор статистики есть существенные издержки организаций на подготовку и предоставление статистической информации, заметил он: сейчас существует 133 формы статотчетности.

«Совокупные издержки только бюджетных организаций и органов управления в социальной сфере — более 66,2 млрд рублей ежегодно», — подсчитал Жулин. Нужно переходить к единой, интегрированной, распределенной модели сбора, обработки, хранения, предоставления и распространения статистических, отчетных и административных данных. Реорганизовать системы сбора, обработки, анализа и представления статистических данных, сформировать систему эффективного взаимодействия с пользователями статистической информации, перечислил он.

Эта новость на портале ВШЭ