Привлекательность научной карьеры в России
В новом выпуске экспресс-информации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ серии «Наука, технологии, инновации» приводятся показатели, иллюстрирующие динамику изменения численности исследователей в России, долю выпускников, принятых на работу в организации, выполнявшие исследования и разработки, и данные о среднемесячной заработной плате исследователей за последние 15 лет.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из целей научно-технической политики определено обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей.
Предпринимаемые в последние годы меры по привлечению и закреплению молодежи в научно-технической сфере, в том числе поддержка молодых кандидатов и докторов наук, способствовали росту данной когорты ученых как в абсолютном, так и относительном выражении.
Так, за период 2006–2017 гг. численность исследователей в возрасте до 39 лет увеличилась с 117,1 до 157,8 тыс. чел.1(рис. 1), а их удельный вес в общей численности исследователей — с 30,1 до 43,9%.
В настоящее время самую многочисленную возрастную группу исследователей (91,4 тыс. чел.) составляют лица в возрасте от 30 до 39 лет. За 2006–2017 гг. их численность выросла в 1,8 раза (с 13,1 до 25,4% в общей численности исследователей). Имеется и дальнейший потенциал роста — доля исследователей в возрасте до 29 лет увеличилась на 1,4 процентных пункта и в 2017 г. составила примерно пятую часть (18,4%) исследовательского корпуса страны.
Вместе с тем социальные ожидания от научной карьеры остаются не самыми оптимистичными. Согласно данным Мониторинга экономики образования, реализованного НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России, большинство студентов дневных отделений образовательных организаций высшего образования (58%) ориентируются на работу в коммерческом секторе. Карьеру в качестве госслужащего планируют около 15%, собираются пойти в бюджетный сектор 17%, и лишь десятую часть студентов привлекает карьера в науке 2. По результатам опроса общественного мнения, проведенного НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, профессию ученого считают удачным карьерным выбором для своего ребенка порядка трети граждан (32%)3.
Отмеченные тенденции подтверждаются статистическими данными. Удельный вес выпускников вузов, связавших свою профессиональную карьеру с наукой, остается невысоким: в 2017 г. он не превышал 1%, а с учетом занимаемых ими исследовательских должностей, еще меньше — 0,7% (рис. 2).
Низкая привлекательность научной профессии обусловлена и стереотипными представлениями об исследовательской работе. По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, большинство россиян считает ученых альтруистами, которые помогают решать трудные задачи (80%) и работают на благо человечества (72%). При этом научная работа кажется скучной примерно половине населения (53%). Так, каждый второй респондент предполагает, что жизнь ученых лишена развлечений (50%) и интересов, не связанных с работой (45%). Существенная доля россиян (42%) уверены, что ученые зарабатывают меньше, чем представители других профессий при аналогичной нагрузке. Однако, по данным Росстата, среднемесячная заработная плата работников, выполнявших исследования и разработки (ИР), в 2017 г. на 24,7% превысила значение аналогичного показателя по экономике в целом (рис. 3).
Повышение привлекательности научной карьеры требует не только улучшения условий труда исследователей, устранения нефинансовых барьеров в науке, но и реализации мер по укреплению имиджа профессии ученого.
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; мониторинг инновационного поведения населения; мониторинг экономики образования; результаты проекта «Экспертиза отдельных направлений научной и образовательной политики на основе анализа международного опыта и данных эмпирических обследований».
Материал подготовили Татьяна Ратай и Алёна Нефёдова
Предыдущий выпуск: «Инновации в России: динамика основных показателей»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»