• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Чулок: «АПК нужен серьезный ребрендинг»

В середине марта в Уфе при поддержке Правительства Башкортостана прошли Агропромышленный форум и XXIX Международная специализированная выставка «АгроКомплекс-2019». В докладе на пленарном заседании форума директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок прокомментировал главные тренды цифровизации, которые будут определять облик аграрной сферы в будущем.

Все более важную роль в АПК, по его словам, будет играть интернет вещей: «в России технологии вроде интернета вещей и big data в сельском хозяйстве пока никто всерьез не рассматривает, а сейчас самое время, чтобы начинать адаптироваться к изменениям мировых рынков. Для примера скорости изменений — раньше все знали, сколько стоит минута разговора по тарифу на мобильном, сейчас у всех безлимит. Десять лет назад цели вроде возраста жизни в 120 лет звучали нереалистично, сейчас азиатские страны на полном серьезе к этому стремятся».

Агропромышленному комплексу нужен серьезный ребрендинг, считает Александр Чулок: «Мы часто сталкиваемся с молодежью, и я всегда задаю ребятам один и тот же вопрос: „Вы хотели бы работать в агропромышленном комплексе?“ Откровенно говоря, все морщатся. Я задаю следующий вопрос: „А вы хотели бы работать в крупной IT-компании, которая выходит на мировые рынки, занимается улучшением свойств человека и работает на экологию и общество?“. „Да, конечно“. Это и есть современная агропромышленная компания. Просто нужно донести эту информацию до конечного потребителя».

В эпоху цифровизации потребитель становится более информированным и требовательным, поэтому для реализации задач региона в сфере АПК нужно принимать во внимание не только современные технологии и различные инструменты, но непременно учитывать динамику потребительских предпочтений. Например, рынки функциональных продуктов по самым скромным оценкам составят сотни миллиардов долларов в ближайшие 3-5 лет.

Для того чтобы использовать открывающиеся окна возможностей и противостоять возникающим угрозам, российские компании изначально должны ориентироваться на глобальный уровень, задавать планку по лучшим мировым стандартам. Конкуренция не может быть локальной, подчеркнул Александр, рано или поздно она перерастет в межгосударственный масштаб.

Ответом на непростые трансформации, происходящие в российском АПК, может стать отраслевая система технологического прогнозирования и планирования, состоящая из отраслевого прогноза, приоритетных направлений и критических технологий АПК, дорожных карт и блока мониторинга глобальных трендов, основанного на использовании интеллектуальной аналитики больших данных iFORA — уверен эксперт.

Первый шаг, который каждый регион должен сделать — это провести инвентаризацию собственных возможностей, включая экспортные, и определить направления для дальнейшего развития.

Напомним, что в экспертной колонке «АПК будущего. Взгляд на сельское хозяйство сквозь призму анализа больших данных», недавно опубликованной в одном из наиболее влиятельных отраслевых журналов «Агроинвестор», Александр Чулок подробнее раскрывает мировые тренды развития АПК и дает рекомендации по устойчивому региональному развитию.

 Отзыв Александра Чулока о дискуссиях форума