• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2019 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в первом квартале 2019 года.

Эксперты Центра отметили слабые сигналы возможного восстановления деловой активности в сфере услуг, полученные от предпринимателей в начале 2019 г. Обобщенные балансы оценок большинства ключевых показателей деятельности организаций показали незначительную положительную коррекцию, оставаясь в зоне отрицательных значений. Это свидетельствует о некотором замедлении темпов снижения спроса на услуги, объема предоставленных услуг, численности работников, прибыли и ухудшения экономического положения организаций.

Значение главного композитного индикатора обследования — сезонно сглаженного индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), впервые после постоянного снижения в течение предыдущего года, прибавило 1 процентный пункт и составило (-3%). Тем не менее, отрицательная величина ИПУ свидетельствует о преимущественно пессимистических деловых настроениях предпринимателей.

Неблагоприятный деловой климат был выявлен в 10 из 14 наблюдаемых видов услуг. При этом отрасли-аутсайдеры заметно сократили разрыв с «середняками» по сравнению с предыдущим кварталом. Так, в сегменте риэлтерских услуг значение ИПУ переместилось с отметки (-13) до (-7)%, а в ремонте бытовых изделий — с (-11) до (-8)%.

Благоприятный деловой климат, исходя из результатов обследования, сложился в страховании, туризме и санаторно-курортных услугах, нейтральный — в гостиничном бизнесе. Во всех перечисленных видах услуг предпринимательская уверенность существенно укрепилась по сравнению с предыдущим кварталом; особенно заметный рост ИПУ имел место в сегменте туристических услуг.

Среди негативных результатов обследования следует отметить явное изменение распределения мнений респондентов относительно динамики цен на услуги. Если в течение последних трех лет баланс оценок изменения показателя колебался вокруг нулевой отметки, то в I квартале 2019 г. он вырос до +3%. Кроме того, снизился оптимизм обобщенных предпринимательских прогнозов на краткосрочную перспективу.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Скачать файл (PDF, 6,4 Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований