• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2018 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в четвертом квартале 2018 года.

Эксперты Центра констатировали постепенное ухудшение делового климата на российском рынке услуг на протяжении всего 2018 г. Значение главного композитного индикатора обследования — сезонно сглаженного индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) — в результате ежеквартального снижения на 1 процентный пункт (п. п.) переместилось с отметки (-1%) в I квартале до (-4%) в IV квартале 2018 г. Таким образом, сложившаяся негативная тенденция нивелировала рост оптимизма участников обследования, наблюдавшийся в начале 2018 г.; деловые настроения предпринимателей вернулись к параметрам 2017 г., но остались заметно менее пессимистичными, чем в 2015–2016 гг.

Среди 14 наблюдаемых видов услуг благоприятный деловой климат выявлен лишь в сегменте страхования (положительное значение ИПУ), нейтральный — в сегментах технического обслуживания и ремонта автотранспорта, а также санаторно-курортных услуг (нулевое значение ИПУ). Максимальное количество негативных оценок было получено от предпринимателей, оказывающих риэлтерские услуги и занятых ремонтом предметов личного потребления.

Несмотря на очевидное ухудшение оценок фактических изменений основных показателей деятельности организаций сферы услуг, следует отметить относительный (кроме инфляционной составляющей) оптимизм краткосрочных предпринимательских прогнозов. Так, балансы оценок ожидаемого в I квартале 2019 г. изменения спроса на услуги, количества обслуженных клиентов и экономического положения организаций расположились в диапазоне от +6 до +8%; баланс соответствующих оценок прибыли также вернулся в зону положительных значений, увеличившись на 2 п. п. до +1%. Вместе с тем, мнения предпринимателей относительно ожидаемого изменения численности работников остались на нулевой отметке, свидетельствуя об ограниченных возможностях расширять штаты сервисных организаций в сложившихся экономических условиях.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Скачать файл (PDF, 1,65 Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований